Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи

27.02.19
Автор: Элла Микушева
Источник: https://29.ru/text/culture/66000832?from=window_12

Спектакль по рассказу Алексея Варламова вырос из эскиза с конкурса инсценировок современной прозы.

В архангельском театре драмы — премьерные показы спектакля «Тараканы» по рассказу Алексея Варламова. Он вырос из 20-минутного эскиза, который представили на режиссерской лаборатории в 2018 году. Маленький фрагмент из жизни мальчика Леши, его разваливающейся семьи и живущих в их квартире (и в головах) тараканов вывела на сцену молодой режиссер и педагог школы при московском «Гоголь-центре» Полина Золотовицкая.

Как подростки пытаются рассказать миру о себе, как ощущают себя среди взрослых и к чему стремятся — ответы на эти вопросы архангельские театры с недавних пор ищут довольно активно. «Пираньи. Дневник 12-летнего» и недавняя премьера «Папа встретит меня в L.A.» в Молодежном театре, «Они и Мы» в театре кукол, «Загадочное ночное убийство собаки» и теперь еще «Тараканы» в областном драматическом. Инсценировку раннего рассказа российского писателя и ректора Литературного института Алексея Варламова сделала молодой московский драматург Полина Бабушкина. Благодаря ей зритель узнал, что из главного героя — мальчика Леши — может получиться писатель, тараканы умеют говорить и даже петь — как минимум в воображении мальчика, а его отец читает лекции о «Превращении» Кафки — эта отсылка расширяет границы пьесы, подчеркивая конфликт между отцом и сыном.

        7.png

— Этот спектакль получился в ходе лаборатории по инсценировкам современной прозы, которая проходила у нас в августе, — рассказал исполнитель роли отца Сергей Чуркин. — В силу того, что эскиз предполагал 20 минут, мы в это время уложились, потому что другие эскизы были и по 40 минут, по часу. Сейчас мы добавили сцен, которые были в пьесе. Рассказ вообще на две страницы, это монолог мальчика. Все остальное — вся тараканья жизнь, семейная жизнь — плоды работы Полины Бабушкиной. Она сделала полноценную пьесу. Хотя тоже, конечно, не очень большую, но тем не менее. Близка она мне или нет? Это же наша жизнь. Мы когда-то не понимаем детей, дети не понимают нас. Мало слушаем детей, дети мало слушают нас. Об этом и пьеса.

Персонаж Сергея Чуркина — задыхающийся в провинциальной бедности интеллигент, созданный «для другой жизни». Но актер все же сделал его обаятельным — как минимум в сцене, где он пытается позировать, когда рисуют его портрет. Жена и сын, как он считает, простые обыватели, которые мечтают лишь о хлебе с маслом. Между тем его супруга, которую играет Наталия Латухина, устала тащить на себе хозяйство и воспитание сына. Эти два человека, как запрограммированные, твердят о своем и не слышат друг друга. Это подчеркивается их поведением и речью: они двигаются и говорят, как роботы, оживают на мгновенье и вновь уходят в свой «кокон». Лишь тараканы, на борьбу с которыми героиня Наталии Латухиной поднимает весь подъезд, вызывают хоть какие-то живые эмоции. Зато с ними дружит их сын Леша, хоть в тараканьей системе координат он «тапочник» — то есть потенциальный убийца. Своими переживаниями он делится только с этими существами, ну и с отцовским диктофоном. Мальчика играет молодой, но «манкий и восприимчивый», по выражению Сергея Чуркина, актер Артур Чемакин. В театре драмы он служит два года.

         8.png

В спектакле задействованы всего пять актеров. Наталия Латухина и Сергей Чуркин играют и членов тараканьей семьи, в которой, в отличие от человеческой, все «усик за усик», а не каждый сам по себе.

— Тараканы еще в голове бывают, от них не убежишь даже в Москву, — говорит жена, узнав намерении мужа уехать в столицу.

Актеры Константин Мокров и Александр Субботин тоже на глазах зрителей перевоплощаются то в тараканов, то в друга Леши Славу и его отца-художника, которого страдающий интеллигент с презрением называет «дельцом от искусства». Спектакль идет на камерной сцене, и все трансформации актеров зритель видит здесь и сейчас, а не где-то за кулисами.

Следующая премьера в областном театре драмы — чеховские «Три сестры». Постановка также выросла из режиссерского эскиза, который режиссер Глеб Володин представил на лаборатории «Рыбный обоз» почти год назад. Сейчас театр готовится к новой лаборатории, которая пройдет с 3 по 9 июня.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
А. Чехов
Режиссёр - Г. Володин

Постановка по классическому произведению А. Чехова «Три сестры» в эпохе своего времени. Актеры и зрители сидят за одним столом. И выделить из героев здесь кого-то трудно - все задевают сердце, в крошечных сценах играя судьбу, крушение надежд, невозможность что-то изменить в этой скучной жизни...«Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд.

Газета "Архангельск"
Подробнее
6+

Старинная сказка (камерная сцена) 
Пьеса — А. Погорельский
Режиссёр — Анастас Кичик    


Продолжительность — 1 час (без антракта) 


Существуют ли чудеса в действительности? Ожившая сказка, карнавал загадочных и притягательных образов из детства, история о дружбе и предательстве — все это в старинной фантастической сказке А. Погорельского «Черная Курица, или подземные жители», которая стала первой авторской сказкой, написанной и выпущенной в России. История о том, как маленький мальчик однажды спас от смерти черную курицу, оказавшейся заколдованным министром Подземного королевства. И как же изменилась жизнь мальчика после этого!


Премьера состоялась 27 ноября 2014 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
12+
С 13:00 до 14:00 – концерт Московской филармонии в рамках проекта «Виртуальный концертный зал». Кто ещё незнаком с этим всероссийским проектом, - самое время! 

С 14:00 до 16:00 - экскурсия по театру , мастер-класс по сценической речи и по актёрскому мастерству ( на выбор, по предварительной записи). Для грезивших некогда стать артистом - все карты в руки. Это же театральный день - мечты сбываются!

С 16:00 до 17:00 – мастер-класс по гриму - знакомство с чрезвычайно древним искусством . А вы знали, что профессионала по этой части в театре называют гримёром-пастижёром? При любом ответе практика и теория в этом вопросе должна быть интересна и тем, кто знаком с закулисьем, и тем, кто приоткроет занавес впервые.

В 18:00 – спектакль «Три сестры» - самое главное знаковое событие этого мартовского дня. - Не спешите прощаться с ролью актёра - на этой постановке счастливчики смогут разделить трапезу с героями классической пьесы. 
Подробнее