Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск». Лейся песня урожайная!

30.03.17
Газета «Архангельск» о премьере «Слон».

Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/13735-lejsya-pesnya-urozhajnaya
ИД «Двина» - dvina29.ru

Архангельск захватила слономания: на набережной убирают остатки пластикового слона, в музее показывают мамонтенка доледникового периода, а в театре драмы ставят «Слона». Но театральная постановка никакого прямого отношения к обитателю Африки не имеет, она вообще не про животных, а про людей.

В жилу

Впрочем, симпатичный слоненок ростом с кошку из чистого золота с бриллиантовыми глазами – якобы клад Стеньки Разина – появляется пару раз из затрапезного мешка. Туда его запрятал Гурьян Мочалкин. Хороший колхозник, даже коммунист, но чтение марксовского «Капитала» его до добра не довело.

Вместо классовой неприязни к эксплуататорам трудящихся Мочалкин проникся буржуазной моралью. Захотел быть богатым. Ну а колхозники, конечно, захотели его слона обобществить. Вот вам и конфликт «комедии эпохи перемен». Пьеса Александра Копкова написана в 1932-м, но сразу была запрещена. Еще бы – глумление над советской действительностью, воспевание золотого тельца. Автор погиб на фронте, а его творение в России нового века вдруг оказалось донельзя актуальным, в жилу.

Миллионер из СССР

Кому ж не охота пожить на халяву, почувствовать себя миллионером? Да разве в СССР такое возможно? Вот и мается Гурьян: то ли зарыть слона и ждать царя, как ему в городе предложил оценщик из ломбарда, то ли в Америку уехать, как «кулацкий элемент» советует. Ну а если уж отдавать слона в колхоз, то непременно – «с эффектом». Александр Дубинин играет эдакого Ивана-дурака с изрядной долей лени, природной хитрецой и большими амбициями. Ему видятся фантасмагоричные сны, навеянные треньканием балалайки, – черт его в партию принимает, Карл Маркс с «Капиталом» бегает, Стенька Разин на челне проплывает (во всех этих колоритных ролях – Александр Субботин).

В реальности же он стоически охраняет своего слона и мечтами тешится. Как в Америке переменит фамилию на Купера, заимеет три магазина и дом огромный, купит костюм и часы, заведет другую жену – помоложе, детей выгодно пристроит, потому что «за деньги все можно сделать». Дополняют его фантазии мультфильмы в стилистике немого и первого звукового кино. Над спектаклем трудилась ударная команда: режиссер – Игорь Меркулов, сценография и костюмы – Андрея Тимошенко, балетмейстер – Алишер Хасанов, художник по свету – Ольга Равич, видео – Александр Дроздецкий. Им удивительным образом удалось избежать того самого «глумления», создав забавную стильную квинтэссенцию колхозной жизни, какой она представлялась нам в популярных фильмах тех лет, замешав эту анекдотичную историю на эстетике русского авангарда и биомеханике Мейерхольда. Получилась комичная антиутопия с серьезным философским смыслом.

На поля!

Тут и античный хор, выталкивающий вперед солистку с песней урожайной про то, как «в закрома просторные льется рожь отборная». И аскетичная сцена в полукружье дощатого забора, украшенного разными надписями, за оным виднеются гигантский колос той самой ржи, облако, солнце... И эксцентричные колхозники, похожие на клоунов, в светлых балахонистых одеждах, с копнами опять же ржаных волос, с набеленными лицами и красными носами, а на щеках выделяются кругляши румян. Тем не менее у каждого свой характер. Заполошная Марфа (Елена Смородинова), задорный заводила Пануев (Дмитрий Беляков), аферист Цаплин (Павел Каныгин), мечтающая выйти замуж Дашка (Наталья Латухина), начитанный оппозиционер отца Митька Мочалкин (Михаил Кузьмин), пародийный комсомолец Свеклин со звездой на заду (Вадим Винтилов), алчный простак поп Лукьян (Евгений Нифантьев). Но лучший «коверный», конечно, председатель. Иван Братушев создает яркий гротескный образ. Голова колхоза у него сердит, щербат, с одной рукой, вечно выкинутой в красноречивом жесте, с хриплым призывом: «На поля! Рожь валится!» Кстати, в финале бутафорский колос таки упал. Меж тем колхозники не слишком-то озабочены погибающим урожаем, знай митингуют, а еще – зажигательно танцуют. Пластические фантазии на темы «Кубанских казаков», «Александра Невского», «Время, вперед» и прочих картин подобного толка создают видимость созидательного водоворота жизни и труда. Гурьян Мочалкин (Александр Дубинин): «С капиталом честным быть не обязательно»

Широка страна моя родная

Чем же дело кончилось, спросите вы?

Наш Мочалкин «для эффекта» попробовал схитрить, состряпал слона из глины, потому что «честным можно быть только без штанов», споил односельчан в разгар страды и подсунул им копию. Те долго спорили, чем же Гурьяна наградить. Ну не памятник же ему ставить! Потому решили «культурно и недорого объявить благодарность». Однако, как метко заметил председатель, «в колхозе дураков нет!». Обман открылся, и пришлось Гурьяну бежать на дирижабле туда, где кризиса нет, стало быть, на Юпитер. А с небес земля советская родная такой ему дорогой увиделась, что вдруг понял Мочалкин, в чем счастье.

Наваждение спало, и выпрыгнул Гурьян домой – прямо в свинарник. Без слона. Теперь мечтает по иному наслаждаться – завести пчел и качать золотой мед. Льется снова песня урожайная, все танцуют и радуются. Недаром же спектакль носит подзаголовок «Оратория колхозной жизни». Мораль очевидна. Богатство – совсем не то, что блестит, не мифический золотой слон человеку важен, а родная земля и семья. Главный режиссер Андрей Тимошенко добавляет, что ставили спектакль вовсе не к дате – 100-летию революции, это совпадение, как и со «слоновостью».

 Здесь другое – обитают колхозники в тех местах на Волге, где и действие островской «Грозы», еще одной премьеры этого сезона, происходило. Это как бы продолжение истории – уже в советской эпохе. Правда, я особой связи здесь не увидела, разве что гроза звучала очень натурально. В дни премьеры «Слона» в театре прошла благотворительная ярмарка, на которой зрителям предлагали купить изделия, сделанные руками артистов и служащих театра. Все вырученные средства отправлены в открывающееся в апреле в детской клинической больнице паллиативное отделение.

Автор: Людмила Ашиток

Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/13735-lejsya-pesnya-urozhajnaya
ИД «Двина» - dvina29.ru
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Знакомство с театральными профессиями в формате прогулки по закулисью Архангельского театра драмы состоится 20 апреля в 15:00. В роли экскурсовода – всеми любимый актёр Константин Феофилов. 

Работа реквизиторов, гримёров, костюмеров, - любому театралу интересно, как всё устроено. Появившись в театре в этот рабочий день можно будет взглянуть на процесс и послушать профессионалов своего дела. Помимо очевидно театральных профессий в создании спектаклей в последние годы не обойтись без звукорежиссёров, осветителей, видеоинженеров. Как устроена специфика этого поприща – можно будет узнать из первых уст.
Подробнее
16+

Просто комедия (основная сцена)
Пьеса — И. В. Лысов
Режиссер — Алексей Ермилышев


Продолжительность — 1 час 25 минут (с антрактом)

Пьеса – о воздействии театрального искусства на простого человека. Лёгкая постановка, при просмотре которой зритель отдохнёт и от души посмеётся.

По долгу службы милиционер Пешкин попадает за кулисы во время спектакля – следить за порядком. Впечатляется жизнью актёров на сцене и за кулисами настолько, что на ближайшее время становится «домашним» режиссёром: ставит с семьёй «Ревизора», несмотря на насмешки жены и недоверие дочери. Жена – за Анну Андреевну, дочь – за Марью Антоновну. Пешкин, разумеется, - городничий. Не хватает центральной фигуры – Хлестакова. Проблема решается очень просто: милиционер приводит из отделения задержанного молодого человека. Милиционер Николай и не предполагал, что жизнь и театр переплетутся настолько, что их нельзя будет отличить. 

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Это мой первый опыт в жанре комедии и на большой сцене. Особая сложность для меня и актёров состояла в том, что в предлагаемых обстоятельствах играть нужно было не как актёрам. Это же семья милиционера в гостиной, а не профессионалы на сцене. Постановка о том, как театр может изменить жизнь любого человека. Ради этого чуда мы все и работаем в театре. Пешкин, простой милиционер, ведь впечатлился игрой и жизнью артистов. Взял в библиотеке Гоголя, пришёл домой с горящими глазами. Потому одна из первых реплик пьесы «Родня! Я в театре сегодня был». 
СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы прошла премьера – «Случайное счастье милиционера Пешкина»
«Двина сегодня»: «Родня! Я в театре сегодня был»: в Архангельске показали «Случайное счастье милиционера Пешкина»

Премьера состоялась 20 октября 2018 года

Сценография и костюмыАндрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
6+
Спектакль-праздник по мотивам сказок Степана Писахова (основная сцена)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 1 час 10 минут (без антракта)

Премьера состоялась 22 мая 2013 года 

Сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Звукорежиссёр — Леонид Лещёв
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее