Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Правда Севера» Счастье привалило. А делать‑то чего?

05.04.17
Мартовская премьера архангельского драмтеатра – оратория колхозной жизни «Слон» по запрещённой пьесе драматурга Александра Копкова.

Газета «Правда Севера» о спектакле «Слон»
Текст: Мария Атрощенко  Фото:Артем Келарев

Поставил «Слона» московский режиссёр Игорь Меркулов, который окончил ГИТИС по специальностям «Актёр театра и кино» в классе Олега Табакова и «Режиссёр музыкального театра» под руководством Матвея Ошеровского. А над массовыми хореографическими номерами – есть в «Слоне» и такие – работал балетмейстер Алишер Хасанов, который сотрудничал со сборной России по фигурному катанию, артистами Цирка Никулина на Цветном бульваре, а также с ведущими театрами столицы.

Чёрт, он же Разин, он же Маркс

Главный горе-герой комедии в двух действиях – простой колхозник, балалаечник и отец семейства Гурьян Мочалкин – теряет покой после того, как в руки ему попадается «Капитал» Карла Маркса. Закрадывается ему, понимаете ли, в голову мысль, столь крамольная для советского человека – тоже буржуем стать, разбогатеть, ведь «золото даже открывает дорогу в рай!»

На счастье (это ему только сначала так кажется), поблизости очень кстати зарыт клад самого Степана Разина – золотой слон. И, естественно, выкопав его, Гурьян Гурьянович оказывается перед выбором: отдать слона колхозу – но только за прижизненный памятник, без эффекта отдавать не хочется! – или одному слоном владеть, уехать в Америку и зваться там Купером: жениться на молодой американке, стать коммерсантом и построить небоскрёб.

«Слон» – это очередная многоперсонажная постановка драмтеатра в этом сезоне. В основном составе спектакля задействованы 14 актёров, и ещё 13 играют в массовых колхозных сценах.

Главную роль нежданно-негаданного богача Мочалкина играет Александр Дубинин, а жену его – заслуженная артистка России Елена Смородинова. Заметную роль в спектакле играет также Иван Братушев. Видеть его, знакомого по ролям Василия Тёркина или чиновника Поприщина из «Блогера», в качестве солдафонистого и дубиноголового председателя колхоза Курицина – удивительно.

И отметим, что всех троих смутьянов, заронивших зерно запретной мечты в голову Мочалкина – Маркса, Стеньки Разина и самого чёрта! – играет один актёр, Александр Субботин. Причём оцените смелость драматурга: написать прошение принять его в партию Мочалкина науськивает именно чёрт.

Минуй нас пуще всех печалей

Сюжет по тем временам – трагический и страшный, но «Слон» – это именно комедия. Комедийные и фарсовые начала усиливаются не столько благодаря доведению сюжетных перипетий до абсурда (чего стоит только план Гурьяныча построить дирижабль и улететь на нём в Америку, а потом и того дальше – на Юпитер), сколько за счёт подачи и визуальной составляющей.

На головах у работников и работниц колхоза – солома, как у ярмарочных ряженых, а щёки жирно нарумянены, как у Марфуши в советском фильме-сказке «Морозко». Но при этом облачены колхозники почти поголовно в светлые льняные одежды – неподходяще для людей, работающих на земле. Белые рубища напоминают древнегреческие тоги.

Примечательно и то, что тот же Курицин, в отличие от колхозников, ходит в сюртуке и в галифе, что и внешне выделяет и обособляет его от тружеников села. Комизма добавляет и нарочитая драматичность поз, которые принимают герои-колхозники. Особенно, когда они, заслышав слово «рожь», как один, отшатываются.

Впрочем, за ассоциациями с греческим театром вообще далеко ходить не приходится. Главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко как художник-сценограф разместил на подмостках амфитеатр и подписал его – «Хор». Такие же безапелляционные надписи есть и у других элементов декораций – у солнца, прячущегося за облачком, словно сошедших с плакатов Владимира Маяковского к «Окнам РОСТа».

Кстати, это облачко – вещь функциональная: на ней транслируется видеоряд, который служит одновременно и флешбеком, и показывает наивные мечты Мочалкина о богатстве и процветании в Америке. Когда впервые видишь эту видеонарезку, смех замирает на губах – от восторга. А потом приходит понимание, сколько же дополнительной работы проделала постановочная группа спектакля и дизайнеры-монтажёры.

Гудбай, Америка

Во время спектакля меня не отпускало какое‑то смутное беспокойство. «Почему? – думаю, – вроде бы комедия, поют, пляшут…» Но ведь за этим балаганом и той тихой, домашней, успокаивающей развязкой – отказом от американского счастья в пользу своего, русского – страшная действительность. Как в 1932 году драматург мог вложить в уста героя слова: «Ой, жалко, что царя свергли»?

В конце спектакля Мочалкин говорит своей Марфе:

— Матка, пора спать, а завтра предстанем перед судом народа. Ответим раз и навсегда и заживём сызнова.

Но ведь мы‑то понимаем, что после того, что Гурьян устроил, никакого «сызнова» может не получиться.

На официальной странице драмтеатра в соцсети «ВКонтакте» одна подписчица, молодая женщина, возмущалась: сколько можно, мол, про деревню ставить, городскому человеку неинтересно… Но «Слон» – не про деревню: он про грех, про несбыточные мечты и про слабую человеческую натуру. А эти понятия – они и в городе, и в деревне одни и те же.

Мария АТРОЩЕНКО

Источник
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Знакомство с театральными профессиями в формате прогулки по закулисью Архангельского театра драмы состоится 20 апреля в 15:00. В роли экскурсовода – всеми любимый актёр Константин Феофилов. 

Работа реквизиторов, гримёров, костюмеров, - любому театралу интересно, как всё устроено. Появившись в театре в этот рабочий день можно будет взглянуть на процесс и послушать профессионалов своего дела. Помимо очевидно театральных профессий в создании спектаклей в последние годы не обойтись без звукорежиссёров, осветителей, видеоинженеров. Как устроена специфика этого поприща – можно будет узнать из первых уст.
Подробнее
16+

Просто комедия (основная сцена)
Пьеса — И. В. Лысов
Режиссер — Алексей Ермилышев


Продолжительность — 1 час 25 минут (с антрактом)

Пьеса – о воздействии театрального искусства на простого человека. Лёгкая постановка, при просмотре которой зритель отдохнёт и от души посмеётся.

По долгу службы милиционер Пешкин попадает за кулисы во время спектакля – следить за порядком. Впечатляется жизнью актёров на сцене и за кулисами настолько, что на ближайшее время становится «домашним» режиссёром: ставит с семьёй «Ревизора», несмотря на насмешки жены и недоверие дочери. Жена – за Анну Андреевну, дочь – за Марью Антоновну. Пешкин, разумеется, - городничий. Не хватает центральной фигуры – Хлестакова. Проблема решается очень просто: милиционер приводит из отделения задержанного молодого человека. Милиционер Николай и не предполагал, что жизнь и театр переплетутся настолько, что их нельзя будет отличить. 

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Это мой первый опыт в жанре комедии и на большой сцене. Особая сложность для меня и актёров состояла в том, что в предлагаемых обстоятельствах играть нужно было не как актёрам. Это же семья милиционера в гостиной, а не профессионалы на сцене. Постановка о том, как театр может изменить жизнь любого человека. Ради этого чуда мы все и работаем в театре. Пешкин, простой милиционер, ведь впечатлился игрой и жизнью артистов. Взял в библиотеке Гоголя, пришёл домой с горящими глазами. Потому одна из первых реплик пьесы «Родня! Я в театре сегодня был». 
СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы прошла премьера – «Случайное счастье милиционера Пешкина»
«Двина сегодня»: «Родня! Я в театре сегодня был»: в Архангельске показали «Случайное счастье милиционера Пешкина»

Премьера состоялась 20 октября 2018 года

Сценография и костюмыАндрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
6+
Спектакль-праздник по мотивам сказок Степана Писахова (основная сцена)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 1 час 10 минут (без антракта)

Премьера состоялась 22 мая 2013 года 

Сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Звукорежиссёр — Леонид Лещёв
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее