Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс": Премьера на камерной сцене: геометрия «особенного» человека

29.11.17
Газета "Бизнес-класс Архангельск" о спектакле "Загадочное ночное убийство собаки".
Ольга Истомина.
Фото Алексея Липницкого

Источник: https://www.bclass.ru/aktualno/kultura/premera-na-kamernoy-stsene-geometriya-osobennogo-cheloveka-/


Он не любит прикосновений чужих людей, непонятных метафор и еду желтого цвета. Считает в уме большие числа, ухаживает за домашней крысой Тоби и мечтает полететь в космос. А еще – расследует преступление и пишет об этом книгу. Герой английского бестселлера Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» – подросток по имени Кристофер Бун, страдающий одной из форм аутизма. Спектакль о преодолении невидимых границ и пути маленького человека к большой мечте поставил на камерной сцене режиссер Алексей Ермилышев.

Материал для будущей постановки Архангельского театра драмы предложил исполнитель главной роли – актер Михаил Кузьмин. 

В основе постановки – инсценировка романа, написанная Саймоном Стивенсом. Однако создатели спектакля включили в свою версию и некоторые эпизоды из оригинального текста «Загадочного ночного убийства собаки». Например, сон мальчика, в котором человечество заразилось неким вирусом, в результате чего в мире выживают только люди, не смотрящие друг на друга. «Это всякие особенные люди вроде меня. Теперь я могу идти куда угодно и знаю, что никто не придет поговорить со мной, или притронуться ко мне, или задать вопрос» – так рассуждает Кристофер о жизни, в которой чувствовал бы себя счастливым. 

Этот спектакль театра драмы – об особенном человеке и в то же время – о каждом из нас. Люди с синдромом Аспергера отличаются от «обычных», однако сталкиваются с проблемами и трудностями, которые преодолевают все едва ли не каждый день: страхи, сомнения, состояние тревоги и сложности в общении. Только человек с «особенными потребностями» переживает их намного острее и реагирует иначе. Кристофер не умеет распознавать человеческие эмоции и не понимает смысла «лживых метафор» (ведь ни у кого нельзя найти «бревно в глазу» или «скелет в шкафу»), но любит и умеет вскрывать внутреннюю логику различных процессов. Поэтому он так увлечен расследованием убийства соседской собаки Веллингтона, с чего и начинается «детективная» часть истории, жанр которой режиссер определил как «family-драма». 

Невидимые границы


Первое действие спектакля – это погружение во внутренний мир Кристофера с его особенным восприятием реальности, о котором мы узнаем из книги, написанной им самим. Фрагменты из нее, похожие на дневниковые записи, у микрофона зачитывает учительница Шивон (Мария СТЕПАНОВА), время от времени передавая слово самим действующим лицам. С первых минут герой Михаила Кузьмина находится словно бы в замкнутом пространстве куба, стенки которого выстраиваются вокруг него из прозрачных плоскостей – школьных досок, на которых можно писать и рисовать белым маркером и при желании тут же стирать написанное. За время спектакля (который идет в два действия, около трех часов, что непривычно для камерного формата) здесь появляются и математические формулы, и рожицы с различными эмоциями, надписи, схемы, уравнения...

Прозрачные «доски» легко трансформируются, превращаясь то в обеденный стол, то в окна поезда и даже морские волны, воспоминания о которых появляются в письмах матери Кристофера (Мария Новикова). А еще это невидимая грань между людьми, тот барьер, который приходится преодолевать даже в общении с родными. В сцене разговора Кристофера с папой (Дмитрий Беляков) вместо объятий – лишь прикосновение подушечками пальцев через стекло, по которому при одном неверном движении может пойти трещина и ранить осколками душу. Как это и случилось после резкой вспышки гнева уставшего и потому не сдержавшего эмоции отца. 

Сценографическое решение спектакля придумал сам режиссер Алексей Ермилышев. Кроме того, что вся «кубическая геометрия», окружающая Кристофера, говорит о его привычке к упорядоченности и жизни по определенной «схеме», она воспроизводит и сам процесс мышления мальчика. В нем кубик к кубику, как в тетрисе, соединяются детали и наблюдения, создавая общую картину. В спектакле эту картину дополняют особые персонажи: «переменные» a, b, c, d, которые также двигаются по заданной траектории (жанровая пластика – Ольга Мурашова). В ролях «переменных» заняты молодые артисты труппы Юрий Прошин, Александр Субботин, Татьяна Сердотецкая и Анна Рысенко. Это хорошая возможность проявить себя: каждый исполняет в спектакле по нескольку ролей, без костюмов и реквизита перевоплощаясь, например, из полицейского в священника, а из разговорчивой соседки в строгую директрису. 

«Из меня получился бы космонавт»


Кристофер в исполнении Михаила Кузьмина появляется в красной толстовке, с натянутым на голову капюшоном. Актер сохраняет точно найденный им пластический рисунок роли, передающий внутреннее состояние персонажа: руки спрятаны в карманы или нервно теребят шнурок капюшона, глаза опущены, интонации монотонные, без ярко выраженных эмоций. Кристофер стоит, ссутулившись и наклонив голову, или сидит, подтянув колени к груди, слушая разговоры взрослых, – а столкнувшись с несправедливостью отца, сворачивается на полу, словно стремясь занять как можно меньше места в пространстве и концентрируя энергию внутри...
Самим собой он ощущает себя лишь тогда, когда занят любимыми делами – решением математических задач или изучением космоса. Он увлеченно рассказывает о Млечном пути и добавляет: «Из меня получился бы космонавт». 

Тема космоса лейтмотивом проходит через весь спектакль (кстати, даже в музыкальном оформлении, которое подбирал сам артист, использованы космические звуки) и становится образом великой мечты, которую надо во что бы то ни стало осуществить. «Космическая сцена» в спектакле – почти волшебная, заставляющая поверить, что чудо возможно. Именно в этот момент зритель впервые видит глаза Кристофера такими живыми и ясными. 

Жизнь – как простые числа


Во втором действии происходит столкновение героя с реальностью, где не работает заданная схема, а прозрачные стены не спасают от вмешательства внешних сил. Кристофер отправляется в Лондон, чтобы найти свою маму. Замкнутое пространство сменяется огромным миром незнакомого города. Поток информации производит оглушающий эффект на мальчика с обостренным вниманием к деталям. Однако самое сложное испытание и для Кристофера, и для его родителей – заново установить контакт, преодолеть «прозрачный барьер»: по-настоящему увидеть и услышать друг друга. Расследование загадочного убийства действительно приводит к семейной драме, и особенно болезненным конфликт взрослых кажется оттого, что происходит он на глазах все понимающего маленького человека, жизнь для которого похожа на простые числа – очень логичные, но не подчиняющиеся правилам. Мир полон предательства и обмана, но и в нем есть место большой мечте. 

Его главное желание - сдать экзамен по математике, чтобы поступить в институт и, может быть, все-таки стать космонавтом. Кристофер один добрался до Лондона и сумел выяснить, кто убил Веллингтона. Он нашел свою мать, был смелым, написал книгу и, несмотря ни на что, сдал сложный экзамен. 

«Я смогу добиться всего, что захочу. Как вы думаете?» – этот вопрос мальчика с надеждой звучит в финале спектакля. И хочется ответить искренне: сможешь, если рядом будут те, кто сможет тебя поддержать.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Спектакль-праздник по мотивам сказок Степана Писахова (основная сцена)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Премьера состоялась 22 мая 2013 года 

Продолжительность — 1 час 10 минут (без антракта)

Сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Звукорежиссёр — Леонид Лещёв
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее
12+
Сюрреалистический сон, приснившийся господину Шекспиру за 5 минут до конца света (основная сцена)
Пьеса — У. Шекспир
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Что есть прекраснее, нежнее любви? Любовь порой поднимается до высот истинного героизма, а бывает, ставит людей в смешные положения. Любовь иногда заставляет человека совершать странные, причудливые поступки. По мнению мудрого Тезея, одного из героев феерии, «сумасшедший, поэт и влюбленный одинаково поддаются воле своего воображения и, находясь под его влиянием, способны наделать тысячи глупостей».

Молодые люди оказываются в сумеречном лесу, в волшебную ночь на Ивана Купалу, где с ними происходят чудесные метаморфозы. Волшебное зелье лесного духа Пэка, который все перепутал, заставляет их бросаться с любовными признаниями то к одной, то к другой подруге. Но когда ошибка Пэка угрожает жизни героев, он все исправляет, и молодым людям кажется сном все, что произошло.

Премьера состоялась 3 октября 2014 года

Продолжительность — 3 часа (с антрактом)

Сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко 
Художник по свету — Алексей Расходчиков 
Музыкальное оформление — Леонид ЛещевМихаил Кузьмин
Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
12+
Family drama (камерная сцена)
Пьеса - С. Стивенс 
Режиссёр – Алексей Ермилышев 

Роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» стал в Англии бестселлером, а спектакль Королевского национального театра, поставленный Мэриэнн Эллиотт получил семь премий Лоуренса Оливье. Секрет успеха — сочетание детективной интриги, напряжения психологического триллера и особого взгляда на мир.

Главный герой – особенный подросток Кристофер, ребёнок с синдромом Аспергера. Люди с таким ментальным расстройством по-своему воспринимают мир - замкнуты в себе и с осторожностью, даже страхом относятся к окружению.

Как устоять в мире, полном предательств и обмана? Как найти свое место? Как верить людям? Как найти любовь? Эти же вопросы задаём себе и мы, когда находимся в сложной переходной ситуации, аутизм Кристофера в спектакле – лакмусовая бумажка человеческой психики. Чем больнее для его чистого созерцания и оголенного восприятия эти вопросы – тем значительнее поиск ответов. 

Заставляет выйти мальчика из своего внутреннего укрытия загадочное происшествие – убийство соседской собаки, его он намерен расследовать. Кстати, в спектакле задействована собака режиссёра - чёрный лабрадор по кличке Рэй. С этого начинаются приключения Кристофера, которые сталкивают его с алогичным эмоциональным миром взрослых, и помогают случайно раскрыть семейную драму.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля: 

«Главный герой Кристофер –  проекция на все человечество. То есть мы где-то внутри себя сами такие же. Мы чего-то боимся. Он тоже боится, только у него это сильно гипертрофически выражено. Каждый из нас в какой-то степени особенный. Кристофер, например, имеет много страхов и в конце концов побеждает их, доказывая всем нам, что бояться бессмысленно. Многое в спектакле решено визуально, а не текстово».


  • По роману Марка Хеддона
  • Перевод Ольги Буховой
  • Премьера состоялась 24 ноября 2017 года
  • Продолжительность — 3 часа (с антрактом) 
  • Сценография – Алексей Ермилышев
    Музыкальное оформление – Михаил Кузьмин
    Художник по свету – Максим Надеев 
    Хореография и жанровая пластика – Ольга Мурашова 
    Видеохудожник – 42 design commune (Виктор Тяпков, Мария Балашева) 
    Спектакль ведет Анна Буркова
  • *** В ходе постановки и репетиций спектакля ни одной собаки не пострадало!
СМИ О СПЕКТАКЛЕ

ВИДЕО

Подробнее