Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Регион 29": «В вас очень мало драконов»: в День театра в «архдраме» прочитали злободневную пьесу Шварца

29.03.18
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2018/03/29/5abb9fe412f17b550c6c3a82.html

Обычно зрителям на театральной читке делать откровенно нечего — восторг от соприкосновения с таинством проходит, и приходит понимание, что это чисто рабочий процесс и лишь начало длинного, полного потрясающих открытий, пути создания постановки. А пока что режиссёр только присматривается к артистам, примеряет то одного, то другого к той или иной роли, а актёры присматриваются, то есть, вчитываются в пьесу.

Читка же пьесы «Дракон» во Всемирный день театра была особенной. Потому что была омрачена опустошающими новостями и смутным чувством вины за празднование. Отменять мероприятие не стали — всё-таки ультрасовременный «Дракон» — это не развлечение, хоть и комедия, и сказка. 

А ещё потому читка была особенной, что прошла с участием зрителей. Хотя такой опыт в «архдраме» уже был — весной 2017-го читали «Последнее искушение Михайло Ломоносова», которое пока что из-за амбициозного замысла остаётся без даты премьеры. 

Читка без премьеры

Но с «Драконом» всё иначе: его читка стала вещью в себе — законченным произведением. На ней и режиссёр «архдрамы» Алексей Ермилышев, и актёры театра, и зрители — всего за два с половиной часа прошли путь создания на сцене иной реальности у себя в воображении. Читка не стала началом работы над спектаклем, но, возможно, зародила в драмтеатре новую традицию — читать пьесы, — и напомнила, что сильной драматургии порой не нужны ни сценография, ни даже режиссёрские решения, чтобы достучаться до умов и сердец зрителей. 

Читать за некоторых персонажей, например, кузнеца или осла, доверили не кому-либо, а зрителям. Дмитрий Тарасов уморительно изобразил пронзительный смех ослика. Правда, позже оказалось, что Дмитрий и сам преподаёт актёрское мастерство — в Архангельском колледже культуры и искусства.

— Очень приятно, что у нас в области появляются такие новые формы работы со зрителем, — сказал Тарасов. — Я шесть лет жил в Петербурге, и там этими читками уже все немного пресытились.

Учиться думать и убивать драконов

Сегодня сказочная пьеса Евгения Шварца звучит настолько злободневно и современно, что аж страшно: это ж сколько драконов ещё предстоит убить! Убедитесь в этом сами — всего в нескольких репликах из первоисточника.

Вот уже 400 лет, как над городом поселился Дракон. Каждый год ящер забирает себе девушку. Драконье иго продолжается так долго, что горожане совсем лишились душевных сил для борьбы. Бургомистр и вовсе притворяется сумасшедшим, а его сын служит у чудища на побегушках. Зато сил для борьбы предостаточно у странствующего героя Ланцелота, который полон решимости спасти дочь архивариуса Эльзу и весь город. Он вызывает Дракона на поединок и ценой тяжёлого ранения побеждает его. Пока рыцарь числится пропавшим, власть в городе захватывает бургомистр: он объявляет себя победителем Дракона и президентом. И в городе все — кроме Эльзы, конечно! — как будто бы забыли, кто на самом деле — герой, а кто — такой же дракон, только трус. Ланцелот понимает: предстоит победить ещё много драконов — в каждом из горожан.

Дважды включение в процесс потребовалось и от всего зрительного зала: сначала — изобразить хор голосов, умоляющих Ланцелота спасаться бегством. А затем — аплодировать по указке бургомистра-президента.

— Я с удовольствием увидел, что вы не очень-то охотно аплодировали, — сказал под конец режиссёр Алексей Ермилышев. — В вас очень мало драконов!

Добавим, что в ближайшее время на странице драмтеатра Вконтакте зрители смогут выбрать ещё одну пьесу из четырёх, которую будут читать в следующий раз.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

Залина Муратовна преподаёт в Архангельском колледже культуры и искусства историю искусства и грим, а также работает с 2011 года в театре драмы гримёром-постижёром с 2011 года. Диплом на эту тему она защищала, будучи студенткой Санкт-петербургской государственной академии театрального искусства. 

«История театрального Архангельска известна немногим, к сожалению. Меня эта тема привлекла потому, что в сложную эпоху сталинских репрессий был создан Театр юного зрителя, ставший не только профессиональным театром, но и педагогическим учреждением - воспитателем подрастающего зрителя, организатором внешкольной работы. На мой взгляд, сейчас городу этого не хватает. Несмотря на то, что театр драмы старается заинтересовать молодые умы разных возрастов», - рассказала Залина Гергаулова. 

                                                                                aVn7IB6uoFk.jpg

Идея создания специального театра для детей реализовалась в Архангельске в 1933 году силами творческой молодёжи. Своими спектаклями театр закладывал основы патриотического воспитания. Но также в репертуаре театра были сказки, драмы и классические пьесы. Творческий путь Архангельского ТЮЗа был плодотворным – во время его существования было поставлено много интересных и ярких спектаклей, оставивших в биографии театральной жизни Архангельска имена замечательных артистов: Анны Ермолиной, Валентина Долгополова, Владимира Минаева, Павла Усовниченко, Сергея Лукьянова. ТЮЗ прекратил своё существование в начале 40-х годов, когда политические репрессии 30-40 гг. и война практически оставили театр без актёров. 

О готовящейся лекции Залина Муратовна говорит так: «В студенческие годы я не могла посмаковать, когда я защищала дипломную работу. Теперь у меня есть возможность прощупать аудиторию. Обратиться к слушателям с вопросом, который меня волнует: зачем люди, не работающие в культуре, ходят в театр? Какой личный интерес за этим кроется? Может, родится дискуссия. Может, уйдут домой с размышлениями о театре. И это тоже здорово». 

Материал, которым пользовалась Залина Муратовна при написании работы, - обширный и труднодоступный: лектор работала с Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотекой, Российским государственным архивом литературы и искусства в Москве, Государственным архивом Архангельской области, театральным архивом «Архдрамы». слушателей есть возможность познакомиться с уникальными данными, которых нет в интернете.

Длительность лекции - 45 минут.

Подробнее
12+
«Ревизор» - это вечная классика, и она не теряет своей актуальности. То, над чем Николай Васильевич смеялся, что его раздражало, и что он не любил в нашем обществе и высмеивал в пьесе, - оно сохранилось и по сей день. Сменяются эпохи, происходят катаклизмы, строятся новые города и рушатся старые, а галерея человеческих пороков и страстей остаётся неизменной. К сожалению, зло часто остаётся безнаказанным. Наш спектакль – это попытка восстановить справедливость. 

Тимошенко кадрат.png

Андрей Тимошенко, главный режиссёр театра:

«К тексту пьесы мы относимся бережно. Мы сохранили её в том виде, в котором написал её Гоголь. Но мы живём в 21-м веке и не можем играть так, как играли в 1837 году. Комедия - по-современному динамичная, эксцентричная, смешная, острая, с активным действием. На сцене вы увидите не музейную реконструкцию, а живых, узнаваемых персонажей, с которыми мы встречаемся в жизни. Костюмы, декорации, предлагаемые обстоятельства пьесы, - из 19-го века, а актёрское правдивое существование – из 21-го. Спектакль интересен и молодёжи, и старшему поколению» 

Премьера состоялась 29 сентября 2018 года

  • Сцена – основная
  • Продолжительность — 2 часа 45 минут (с антрактом)
  • Режиссура, сценография - Андрей Тимошенко
  • Хореограф - Алишер Хасанов
  • Художник по костюмам - Ирина Титоренко 
  • Художник по свету - Андрей Ребров
  • Композитор и звукорежиссёр - Леонид Лещёв
  • Спектакль ведет Юлия Сядей
 
Подробнее
16+
Комната смеха для одинокого пенсионера. Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Спектакль поставлен по яркой пьесе современного драматурга из Екатеринбурга Олега Богаева, которая не раз была осмыслена режиссёрами на сценах страны и мира (Париж, Вашингтон, Лондон). Сама пьеса получила престижную литературную премию «Антибукер». 

Это одновременно смешной и грустный спектакль, фантастическое действие, которого не может не увлечь. Прожив достойную жизнь, пенсионер-ветеран вдруг остаётся в полном одиночестве, но отнюдь не собирается брюзжать и сетовать на судьбу, а задумывает забавную игру. Он сам себе пишет письма от разных адресатов: фронтовых друзей, Чапаева, Ленина, Сталина, Любови Орловой и даже от английской королевы Елизаветы II. Всем адресатам исправно отвечает. Но, очень быстро всё переворачивается с ног на голову и выдуманный мир меняется местами с реальным. Жизнь уступает место фантазии…

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр спектакля:

«Русская народная почта» — щемящая, добрая, но и ироничная постановка о вечном. В спектакле задействовано только два персонажа и это приковывает внимание к актёрской игре. Но, кроме актёров на сцене — куклы и даже живые рыбы. Спектакль провоцирует весь спектр эмоций: от смеха до слёз, и при этом задаёт поистине чеховские вопросы».


Богаев_ (1).jpg
Олег Богаев, автор пьесы:

«Вообще, я писал эту пьесу о себе. Мне тогда было 24 года. Потом Волчек спросила, а как же ты так умудрился? А я писал пьесу не о старости, а о невероятном свойстве человека находить в игре реальность, не быть одиноким, даже когда ты один в мире».

Премьера состоялась 2 октября 2016 года.

Сцена — основная.

Продолжительность — 1 час 40 минут.

Автор пьесы — Олег Богаев

Режиссер, сценография и костюмы — Андрей Тимошенко

Музыкальное оформление — Тимур Файрузов, Леонид Лещев

Художник по свету — Михаил Юданов

Балетмейстер — Ольга Мурашова


ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

Подробнее