Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Регион 29": «В вас очень мало драконов»: в День театра в «архдраме» прочитали злободневную пьесу Шварца

29.03.18
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2018/03/29/5abb9fe412f17b550c6c3a82.html

Обычно зрителям на театральной читке делать откровенно нечего — восторг от соприкосновения с таинством проходит, и приходит понимание, что это чисто рабочий процесс и лишь начало длинного, полного потрясающих открытий, пути создания постановки. А пока что режиссёр только присматривается к артистам, примеряет то одного, то другого к той или иной роли, а актёры присматриваются, то есть, вчитываются в пьесу.

Читка же пьесы «Дракон» во Всемирный день театра была особенной. Потому что была омрачена опустошающими новостями и смутным чувством вины за празднование. Отменять мероприятие не стали — всё-таки ультрасовременный «Дракон» — это не развлечение, хоть и комедия, и сказка. 

А ещё потому читка была особенной, что прошла с участием зрителей. Хотя такой опыт в «архдраме» уже был — весной 2017-го читали «Последнее искушение Михайло Ломоносова», которое пока что из-за амбициозного замысла остаётся без даты премьеры. 

Читка без премьеры

Но с «Драконом» всё иначе: его читка стала вещью в себе — законченным произведением. На ней и режиссёр «архдрамы» Алексей Ермилышев, и актёры театра, и зрители — всего за два с половиной часа прошли путь создания на сцене иной реальности у себя в воображении. Читка не стала началом работы над спектаклем, но, возможно, зародила в драмтеатре новую традицию — читать пьесы, — и напомнила, что сильной драматургии порой не нужны ни сценография, ни даже режиссёрские решения, чтобы достучаться до умов и сердец зрителей. 

Читать за некоторых персонажей, например, кузнеца или осла, доверили не кому-либо, а зрителям. Дмитрий Тарасов уморительно изобразил пронзительный смех ослика. Правда, позже оказалось, что Дмитрий и сам преподаёт актёрское мастерство — в Архангельском колледже культуры и искусства.

— Очень приятно, что у нас в области появляются такие новые формы работы со зрителем, — сказал Тарасов. — Я шесть лет жил в Петербурге, и там этими читками уже все немного пресытились.

Учиться думать и убивать драконов

Сегодня сказочная пьеса Евгения Шварца звучит настолько злободневно и современно, что аж страшно: это ж сколько драконов ещё предстоит убить! Убедитесь в этом сами — всего в нескольких репликах из первоисточника.

Вот уже 400 лет, как над городом поселился Дракон. Каждый год ящер забирает себе девушку. Драконье иго продолжается так долго, что горожане совсем лишились душевных сил для борьбы. Бургомистр и вовсе притворяется сумасшедшим, а его сын служит у чудища на побегушках. Зато сил для борьбы предостаточно у странствующего героя Ланцелота, который полон решимости спасти дочь архивариуса Эльзу и весь город. Он вызывает Дракона на поединок и ценой тяжёлого ранения побеждает его. Пока рыцарь числится пропавшим, власть в городе захватывает бургомистр: он объявляет себя победителем Дракона и президентом. И в городе все — кроме Эльзы, конечно! — как будто бы забыли, кто на самом деле — герой, а кто — такой же дракон, только трус. Ланцелот понимает: предстоит победить ещё много драконов — в каждом из горожан.

Дважды включение в процесс потребовалось и от всего зрительного зала: сначала — изобразить хор голосов, умоляющих Ланцелота спасаться бегством. А затем — аплодировать по указке бургомистра-президента.

— Я с удовольствием увидел, что вы не очень-то охотно аплодировали, — сказал под конец режиссёр Алексей Ермилышев. — В вас очень мало драконов!

Добавим, что в ближайшее время на странице драмтеатра Вконтакте зрители смогут выбрать ещё одну пьесу из четырёх, которую будут читать в следующий раз.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь главный герой хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника...

“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы» 

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 


Премьера состоялась 28 февраля 2019 года


Сценограф, художник по костюмам, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Художник по свету - Иван Гуринов
Адаптация тараканьей песни - Мария Степанова, Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Ирина Варенцова 


Подробнее
16+
Драма (средний формат) 
Пьеса - А.П. Чехов
Режиссёр - Глеб Володин 

Продолжительность - 3 часа 20 минут (с двумя антрактами) 

«Очень трепетно отношусь к тексту Чехова. Для меня текст и то, что хотел сказать драматург - это закон. Поэтому мы с актерами искали подход к этому тексту, а не переиначивали текст под наше представление о Чехове. Так что мимо того, что хотел сказать Антон Павлович, мы точно не пройдём», - режиссёр спектакля Глеб Володин.

Между героями и публикой – тонкая грань. Пришедшие на спектакль ещё рассаживаются на свои места, а в зале уже накрывают на стол в ожидании гостей. У младшей сестры Ирины – именины! Первый ряд театралов участвует в застолье, сидя за белой скатертью с чеховскими героями и угощаясь самыми настоящими пирогами и напитками. Тут же поминая отца трёх сестёр, встают с бокалами в руках. «Надеюсь, что и на следующих показах зритель проявит душевную тонкость: когда поминают человека, неплохо бы встать», - Глеб Володин после премьеры. 

Собравшиеся в доме Прозоровых преисполнены светлых надежд. Они видят своё светлое будущее, уверяясь, что дальше – лучше и интереснее жить. «В Москву, в Москву!» - мечтают о счастье три сестры. Тем разительней смена общего настроения уже во втором действии: мажорные ноты сменяются минорными. Герои охвачены то тоской, то тревогой. С именин Татьяны прошли годы. Каждого постигло личное разочарование. Философия классики звучит из уст барона Тузенбаха (Константин Мокров): «И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» — вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». 

Сценография спектакля зрителей поражает не только расположением места действия и вовлечённостью публики в процесс, но и пожаром в зале на основной сцене. Огонь, дым, красный свет - так событие, описанное в пьесе, натуралистично обыграл художник мультимедиа Егор Тимошенко. 

СМИ о спектакле:
«Регион 29»: «Мимо искренности пройти нельзя»: Глеб Володин ставит «Трёх сестёр» в Архангельске, как Чехов написал
«Регион 29»: Остановите Землю, я в Москву: званый обед у архангельских «Трёх сестёр», после которого хочется плакать
«News29»: Архангелогородцы прожили жизнь чеховских трех сестер, став гостями званого ужина
Газета «Архангельск»: «Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я…»

Премьера состоялась 23 марта 2019 года

Сценография - Андрей Тимошенко
Композитор - Ирина Белова
*в записи музыки принимал участие Антон Одинцов (соло на трубе)
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Ольга Раввич
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но, её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее