Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Архангельск": «Это я сказал «Э!»

08.10.18
Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/19193-eto-ya-skazal-e
Автор: Людмила Ашиток

Сезон открыт – от классики Гоголя до авангарда Соколова

Осень богата не только на дары огородные, но и культурные. 5 октября праздничным представлением и бурлеском «Дон Жуан в Венеции» открывает свои двери обновленный театр кукол.

А в конце сентября премьерами по классическому «Ревизору» Гоголя и «Школе для дураков» авангардиста Саши Соколова начали свои творческие сезоны молодежный театр и театр драмы.

На столе

Мы побывали у ломоносовцев. И убедились: пьеса, впервые поставленная в 1856-м, за полтора века нисколько не устарела. К сожалению. Все так же воруют, врут, приписывают, ставят заборы к приезду высокого гостя, дают и берут взятки, оптимизируют больницы, малый бизнес (то бишь купечество) жалуется на притеснение властей, уездные чиновники мечтают о столицах, а прохиндеи процветают... Недаром в Сызрани, где тоже начали сезон с премьеры «Ревизора», говорят, по требованию начальства убрали с афиши подзаголовок «Кошмар госчиновника».

Впрочем, в нашем театре подошли к этому вечному и актуальному, старательно обойдя острые углы. Получилась веселая, хотя, конечно, очень поучительная, комедия. Где все брызжет – гротеск, эксцентрика, кураж, где все высмеяно, но вроде как не всерьез.

Режиссер и сценограф Андрей Тимошенко лаконично и выразительно оформил спектакль. Громадный канцелярский стол под зеленым сукном на тяжелых ножках – на нем все и происходит: считают деньги, кувыркаются, тут спит Хлестаков в обнимку с громадными яствами – раки, лабарданы, появляется манящий макет Санкт-Петербурга... Еще – такие же тяжеловесные стулья, на которых важные чиновники кажутся букашками, кровать в гостинице да оригинальный занавес из тыщ писем и циркуляров...

                                                               льтлждл.png

Как в цирке

Действие очень напоминает цирк. Каждая сцена – реприза. Под живой оркестр: труба, туба, барабан, тарелки, трещотки... Сами играют! Михаил Кузьмин – попрыгунчик Хлестаков – эдакий мелкий бес, у него даже на фраке некое подобие хвостика. Нельзя не выделить Землянику – Ивана Братушева, который всегда умеет найти новые краски для роли, – здесь он похож на какого-то зверька с повадками и хитрого лиса, и пугливого бурундука. Вот кто удивил, так это Нина Няникова. Сначала я не могла вообще понять, кто играет смотрителя училищ Хлопова с басо-хрипатым грубым голосом, потом увидела – это женщина, но «не узнаю вас в гриме». Ба!

И очень порадовал Евгений Нифантьев – городничий. Актер органичен, точен, за ним было очень любопытно наблюдать – столько эмоций и оттенков настроений! От самодурства до наивного простачества, от крикливого хозяина до жалкого человечишки. Пожалуй, именно его герой здесь – главный! Выступая как в том же цирке шпрехшталмейстер, ведет представление, управляет униформистами, подыгрывает клоунам... Кстати, в оркестре в его руках вместо дирижерского тамбурштока – визажные счеты с костяшками, что создает еще один комический эффект.

– Евгений, конечно, очень волновался, ведь это для него испытание, его первая такая большая классическая роль, – заметил в кулуарах режиссер, – но он с ней справился. А Нине, я считаю, играть, например, Марью Антоновну уже не так интересно, ей нужен рост – потому и предложил ей Луку Лукича.

Зрители в роли суфлеров

Еще мы, зрители, с удовлетворением отметили для себя, что очень хорошо помним комедию. То тут, то там я слышала, да и сама «подсказывала», реплики. Про унтер-офицерскую вдову, что сама себя высекла, про судью, что берет взятки борзыми щенками, и больных, выздоравливающих как мухи... Не говоря об афоризмах: «С Пушкиным на дружеской ноге», «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!», «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?», «Это я сказал «Э!»

Остается добавить, что театр посвятил спектакль погибшему «доброму другу и замечательному режиссеру» Александру Горбаню, которому в день премьеры, 29 сентября, исполнилось бы 58 лет. На нашей сцене идут его «За двумя зайцами». И «Ревизор» – это была любимая тема – ставил Гоголя четыре раза. В Краснодаре и Тюмени спектакли до сих пор идут. Наш, кстати, посетила известный театральный критик Ольга Егошина. Говорят, ее отзыв: «Замечательно!»

                                                                 дбьбюьэд.png

В Абрамовском зале

Что еще ждать театралам? Для тех, кто не успел, но наслышан об успехе на «Родниковом слове» питерского спектакля «Потеря равновесия», – бассейн появится прямо на большой сцене, а зрители будут сидеть вокруг.

К Новому году нас ждет «Конек-горбунок», тексту которого режиссер Анастас Кичик, уже поднаторевший ставить детские спектакли не для детей, присвоил бы 16+. Алексей Ермилышев готовит в серии «Сказки Пушкина» историю про царя Салтана и его сына Гвидона. Также у этих режиссеров в работе «Старший сын» и «Братья Карамазовы».

К весне обещают «Трех сестер» – это самый интересный, наверное, плюс прошедшего в конце прошлого сезона «Рыбного обоза», а лаборатория «Живое слово театра» подарила нам «Тараканов» – на камерную сцену.

Когда-то, давая мне интервью, главреж Андрей Тимошенко, оценивая рост молодых актеров, сказал, что давно хотел поставить «Грозу» и «Гамлета», но только теперь нашел их главных героев. Нину Няникову в роли Катерины мы уже видели, а Ивана Братушева – принца датского – предвкушаем узреть!

Продолжатся полюбившиеся зрителям читки в зале, объявленном в честь грядущего 100-летия писателя Абрамовским. Вторая часть «Чайки», «Нахлебник», «Пушкин – 219»... Будут обязательно «Оперные сезоны», а к 2020-му – Спиваков со своим оркестром! В концертах задействуют новый рояль, есть мечта, что на нем сыграет и Мацуев. К фестивалю «Родниковое слово» подготовят юбилейный спектакль по Абрамову, которого очень мало сегодня ставят, хотя он как раз очень сценичен.

Зрители, пришедшие на премьеру, с удовольствием делали снимки в новых фотозонах – костюмерная, гримерка – и опробовали «шумелку» – именно на ней изображали бурю в спектакле «Смерть дурака» – эолифон, фанфары и кусок громкого железа.

А я залюбовалась новыми портретами актеров – блестящая фотосессия Екатерины Чащиной. В полный рост, красивые и талантливые! Будто зовут: «Приходите на спектакли! Ведь каждый происходит только здесь и сейчас, потому неповторим!»

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

2019-й объявлен президентом Годом театра. Важно, что наши региональные театры к новому творческому сезону подошли с необычайным вдохновением и высоким уровнем подготовительной работы. Так Архангельский и Котласский драматические театры представили спектакли на гастролях в районах, где их встречали аншлагами. А театр кукол начинает сезон в родных стенах обновленного, современного по своей концепции и оснащенности здания! Без преувеличения это грандиозное событие в культурной жизни региона. Театр станет настоящим домом для творческой интеллигенции, для ищущей самовыражения молодежи... Уверена, что театры будут радовать, воодушевлять, укреплять в лучших устремлениях и взрослых и детей. Приглашаю всех непременно посетить спектакли и получить яркие впечатления, помощь для осмысления важных личностных вопросов, ведь театр для зрителя – полезный, поднимающий настроение культурный витамин!

27 октября в рамках проекта «Культурный рюкзак» начнется цикл лекций по театральному искусству. Первая – «Ревизор» на архангельской сцене» от Нины Самойлович.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
А. Чехов
Режиссёр - Г. Володин

Постановка по классическому произведению А. Чехова «Три сестры» в эпохе своего времени. Актеры и зрители сидят за одним столом. И выделить из героев здесь кого-то трудно - все задевают сердце, в крошечных сценах играя судьбу, крушение надежд, невозможность что-то изменить в этой скучной жизни...«Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд.

Газета "Архангельск"
Подробнее
6+

Старинная сказка (камерная сцена) 
Пьеса — А. Погорельский
Режиссёр — Анастас Кичик    


Продолжительность — 1 час (без антракта) 


Существуют ли чудеса в действительности? Ожившая сказка, карнавал загадочных и притягательных образов из детства, история о дружбе и предательстве — все это в старинной фантастической сказке А. Погорельского «Черная Курица, или подземные жители», которая стала первой авторской сказкой, написанной и выпущенной в России. История о том, как маленький мальчик однажды спас от смерти черную курицу, оказавшейся заколдованным министром Подземного королевства. И как же изменилась жизнь мальчика после этого!


Премьера состоялась 27 ноября 2014 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
12+
С 13:00 до 14:00 – концерт Московской филармонии в рамках проекта «Виртуальный концертный зал». Кто ещё незнаком с этим всероссийским проектом, - самое время! 

С 14:00 до 16:00 - экскурсия по театру , мастер-класс по сценической речи и по актёрскому мастерству ( на выбор, по предварительной записи). Для грезивших некогда стать артистом - все карты в руки. Это же театральный день - мечты сбываются!

С 16:00 до 17:00 – мастер-класс по гриму - знакомство с чрезвычайно древним искусством . А вы знали, что профессионала по этой части в театре называют гримёром-пастижёром? При любом ответе практика и теория в этом вопросе должна быть интересна и тем, кто знаком с закулисьем, и тем, кто приоткроет занавес впервые.

В 18:00 – спектакль «Три сестры» - самое главное знаковое событие этого мартовского дня. - Не спешите прощаться с ролью актёра - на этой постановке счастливчики смогут разделить трапезу с героями классической пьесы. 
Подробнее