Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Ольга Егошина о спектакле «Ревизор»: «Хлестаков обещал вернуться»

30.11.18

«Сцена» - журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств.

 Издано при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и союза театральных деятелей Российской Федерации

 «Ревизор». Н.В. Гоголь. Режиссёр Андрей Тимошенко. Художник Ирина Титоренко.

Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова. Премьера 29 сентября 2018

 «Хлестаков обещал вернуться»

Новый сезон Архангельского театра драмы открылся «Ревизором»

Ольга Егошина, театральный критик, старший научный сотрудник научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ, кандидат искусствоведения

Архангельск у нас не числится в списке «театральных городов» России, в котором гордо красуются Омск и Ярославль, Казань и Вологда, Пермь и Екатеринбург. Что, безусловно, обидно. Поскольку отечественный театр начинался именно в Москве и в Архангельске.

 В разделе «История» на сайте Архангельского театра драмы им. Ломонсова с гордостью сообщается, что первое театральное представление в городе состоялось аж в 1703 году. И причастен к нему был сам Ян Сплавский – известный организатор театральных действ петровского времени.

 Город, который долго был главными воротами в Европу, и в театральном просвещении шёл в ногу со столицей. Купеческий, торговый, богатый, многоконфессиональный город (к Октябрьской революции тут насчитывались церкви двадцати религиозных конфессий) славился и насыщенной культурной жизнью – музыкальными концертами и домашними вечерами, клубами и именитыми гастролёрами.

 Уже в 1790 году Его превосходительство Иван Романович фон Ливен подал прошение на Высочайшее имя с просьбой «учредить в городе небольшой театр». Причём нашёл весьма нестандартные аргументы: «только на театре нечувствительно приобвыкает юноша к стройным и приятным человеку движениям…научается чистоте языка и его возвышению…познаёт цену сказанного в своём месте слова, силу красноречия, красоту стихотворства…видит всегда торжество добродетели, мерзость порока…и в два часа при наслаждении зрения и слуха неприметным для себя образом прочитывает истории сердца человеческого; одним словом, без личного поучения школьных наставников, а под прелестью одной забавы научается юноша быть в обращении благопристойным, в житии добродетельным и приобретает телу и разуму своему новые способности».

 Увы, благим начинаниям мешала вечная нехватка средств. Первый театр открылся в Архангельске только в декабре 1846 года. Собственно, местные историки театра и предлагают отсчитывать летоисчисление Архангельского театра драмы с этой даты, а отнюдь не с момента открытия нынешнего здания, построенного в 1932 году на площади снесённого Свято-Троицкого кафедрального собора. Пожелания знатоков лично мне кажутся вполне правомерными и оправданными. Если уж ярославский Театр им. Фёдора Волкова возводит свою родословную непосредственно к любительской труппе ярославского купца с братьями. То и архангельский Театр драмы им. Ломоносова может смело выстроить линию преемственности от первой любительской труппы, игравшей к тому же в здании, построенном специально под театр на пожертвования местных купцов и городской интеллигенции.

 Не случайно о родословной театра заговорили именно сейчас, когда после долгих лет глухого прозябания Архангельский театр шаг за шагом возвращается на авансцену российской культурной жизни.

 Став новым художественным руководителем Архангельского театра драмы, Андрей Тимошенко обновил и омолодил труппу. Взял в штат молодых режиссёров – Алексея Ермилышева и Анастаса Кичика. Решительно почистил репертуар, потеснив «хлебные комедии» и открыв пространство мировой классики. Сейчас на сцене Архангельского театр идут произведения по Софоклу, Шекспиру, Гоцци, Островскому, Абрамову. На малой сцене А\идёт «Василий Тёркин» Твардовского в постановке Алексея Ермилышева, который в прошлом году на фестивале «Уроки режиссуры» триумфально прошёл в Москве, а потом проехал по российским городам попечениями организаторов «Бессмертного полка».

 Новый сезон Архангелький театр драмы открыл комедией Гоголя «Ревизор» в постановке художественного руководителя театра Андрея Тимошенко.

                                                            сцена2.png

 С середины 19 века «Ревизор» на архангельской сцене ставился десятки раз, и новая постановка этот длинный зеркальный ряд явно учитывает. Персонажи спектакля кажутся сошедшими не столько с иллюстраций первый изданий гоголевской комедии, сколько с подмостков провинциального театра конца 19 века-начала ХХ века: утрированные гримы, гротескные костюмы, невероятные бакенбарды и бороды, толщинки и накладки, фантастические женские куафюры.

 Персонажи подчёркнуто театральны, до фарсовой остроты. Предметы интерьера ткажи утрирован: гигантский стол, вокруг которого стоят стулья для великанов. Скошенные двери, обрамляющие своей шеренгой боковые порталы.

                                                                                      сцена 1.png

 Бравая музыка, повторяющая мелодию с настойчивостью заводной шарманки. Персонажи спектакля двигаются под музыку как заведённые механизмы с застывшей маской-гримасой, точно их против воли несёт какая-то посторонняя сила, толкает пружины интриги, а невидимый кукловод заставляет то кланяться, то обратившись к залу разразиться пафосным монологом.

 Чертом из табакерки выпрыгивает Хлестаков-Михаил Кузьмин, ставший камертоном спектакля. Не выпадая из общего балаганного, плакатно-наглядного балаганного способа существования, актёр тем не менее первым планом не ограничивается. Странный инфернальный свет точно очерчивает гибкий силуэт «столичной штучки». Проигравшийся мелкий чиновник, враль и фат – да, конечно. Но и серой от него несёт явственно. В пространстве простодушных провинциальных злодеев он кажется пришельцем из мира куда более опасного. Гибкий, стремительный, легко вписывающийся в любые обстоятельства, - он пугает и завораживает, флиртует и нежится, обманывает сначала нехотя, а потом уже увлекаясь открывшимися перспективами. И – кажется, - первый раз обещание уезжающего Хлестакова «непременно вернуться», - звучит угрожающе.

 …В планах театра – режиссёрская лаборатория по произведениям Фёдора Абрамова. Публика оценит представленные эскизы, которые в дальнейшем смогут войти в репертуар театра.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
А. Чехов
Режиссёр - Г. Володин

Постановка по классическому произведению А. Чехова «Три сестры» в эпохе своего времени. Актеры и зрители сидят за одним столом. И выделить из героев здесь кого-то трудно - все задевают сердце, в крошечных сценах играя судьбу, крушение надежд, невозможность что-то изменить в этой скучной жизни...«Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд.

Газета "Архангельск"
Подробнее
6+

Старинная сказка (камерная сцена) 
Пьеса — А. Погорельский
Режиссёр — Анастас Кичик    


Продолжительность — 1 час (без антракта) 


Существуют ли чудеса в действительности? Ожившая сказка, карнавал загадочных и притягательных образов из детства, история о дружбе и предательстве — все это в старинной фантастической сказке А. Погорельского «Черная Курица, или подземные жители», которая стала первой авторской сказкой, написанной и выпущенной в России. История о том, как маленький мальчик однажды спас от смерти черную курицу, оказавшейся заколдованным министром Подземного королевства. И как же изменилась жизнь мальчика после этого!


Премьера состоялась 27 ноября 2014 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
12+
С 13:00 до 14:00 – концерт Московской филармонии в рамках проекта «Виртуальный концертный зал». Кто ещё незнаком с этим всероссийским проектом, - самое время! 

С 14:00 до 16:00 - экскурсия по театру , мастер-класс по сценической речи и по актёрскому мастерству ( на выбор, по предварительной записи). Для грезивших некогда стать артистом - все карты в руки. Это же театральный день - мечты сбываются!

С 16:00 до 17:00 – мастер-класс по гриму - знакомство с чрезвычайно древним искусством . А вы знали, что профессионала по этой части в театре называют гримёром-пастижёром? При любом ответе практика и теория в этом вопросе должна быть интересна и тем, кто знаком с закулисьем, и тем, кто приоткроет занавес впервые.

В 18:00 – спектакль «Три сестры» - самое главное знаковое событие этого мартовского дня. - Не спешите прощаться с ролью актёра - на этой постановке счастливчики смогут разделить трапезу с героями классической пьесы. 
Подробнее