Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Автор рассказа «Тараканы» Алексей Варламов приедет на премьеру в Архангельск

11.02.19
28 февраля в 18:30 на камерной сцене Архангельского театра драмы состоится премьера спектакля «Тараканы». Первый показ посетит Алексей Варламов, автор рассказа, по которому Полина Бабушкина написала инсценировку к спектаклю.

«Тараканы» - рассказ о любопытном живом мальчишке, который ввиду недостатка внимания родителей создаёт собственный «тараканий» мир и заводит себе удивительных друзей. Произведение, с которым работал автор инсценировки, - печальное и забавное одновременно. Не случайно Полина Золовицкая определяет жанр спектакля как «семейная драма глазами ребёнка». Подробнее - в интервью с Алексеем Варламовым.

1) Скажите, то, о чём пишете Вы, каким-то образом касается Вашей личной истории или истории кого-то из Вашего окружения?

Тут нет никаких тайн. Иногда написанное касается, иногда нет. В некоторых случаях в большей степени, в других - в меньшей. Все зависит от конретного рассказа, повести или романа. Если говорить про «Тараканов», то в нем есть автобиографические моменты - в частности, у нас дома действительно жили тараканы (правда, не могу сказать, что они мне нравились так же, как моему герою, а сейчас я их терпеть не могу). А еще я действительно мечтал носить бороду и до сих пор ношу. Но все остальное, включая образы родителей, выдумано или сильно изменено. И потом, в отличие от моего героя, я коренной москвич. 

2) В каком году был написан рассказ?

В 1987. Так что ему уже больше 30 лет. Но написан в один присест. 

3) Я читала, что «Тараканы» - Ваш дебют. Именно эта проблема (семейная драма детского одиночества) сподвигла Вас начать заниматься писательством? Или с чего начался Ваш путь?

Да, это была моя первая публикация в журнале «Октябрь», и это для любого автора - штука незабываемая, а что сподвигло... Не знаю, мне просто всегда очень нравилось сочинять, придумывать, подбирать слова. Началось все, когда я был ребенком и сочинил продолжение «Незнайки на Луне». Это был фанфик такой, хотя этим словом тогда не пользовались. Ну, а потом появились уже самостоятельные тексты. 

4) Как был построен процесс написания Полиной Бабушкиной инсценировки с Вами? Вы увидели только конечный результат сценария? Были ли какие-то правки, и было ли вообще за Вами закреплено право конечного утверждения сценария?

Полина все сделала втайне от меня и только тогда, когда инсценировка уже была сделана, сообщила мне о ней и прислала свой текст с предложением внести свои замечания. Но у меня таковых не нашлось. Я все утвердил. Мне, правда, очень понравилась ее работа. 

5) Рассказ в эпохе 90-х, верно?

Да нет, в рассказе речь идет скорее о 1980-х. В 90-е продукты уже были, но не было денег. А вот в 80-е наоборот.

6) Есть ли авторы-классики, которые Вам особенно любы?

Их очень много. От автора «Слова о полку Игореве» и дальше весь 19 век. Но особенно люблю Пушкина, Достоевского и Чехова. В 20 веке - Бунина, Платонова, Юрия Казакова.

7) В инсценировке тараканы становятся живыми, как люди, персонажами. Ещё и с тараканьим языком! Этого в рассказе нет. Как Вам такая задумка?

Это отлично! Полина вообще молодец, она очень здорово преобразила, украсила, расцветила мою историю. 

8) Чья идея была в инсценировке Лёшу сделать мечтающим о писательстве мальчиком?

Ее. И мне это тоже очень понравилось.

9) На Ваш взгляд, подчеркнула ли дружба Лёши и тараканов в инсценировке Лешино одиночество в семье?

Он сильный мальчик и его одиночество очень условное. Ему просто интресно все, что его окружает. Для меня одиночество героя - вторично. Но в пьесе или в спектакле это может выглядеть иначе. 

Алексей Варламов - доктор филологических наук, профессор МГУ, преподает русскую литературу начала XX века и одновременно ведет творческие семинары в Литературном институте имени А. М. Горького. Член Союза российских писателей (с 1993). Работает с художественной и документальной прозой. Написал несколько биографий русских писателей для серии «ЖЗЛ», в том числе Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова. Самый последний роман - «Душа моя Павел» - вышел в прошлом году. По рассказу «Тараканы» постановка создаётся впервые.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
6+

Старинная сказка (камерная сцена) 
Пьеса — А. Погорельский
Режиссёр — Анастас Кичик    


Продолжительность — 1 час (без антракта) 


Существуют ли чудеса в действительности? Ожившая сказка, карнавал загадочных и притягательных образов из детства, история о дружбе и предательстве — все это в старинной фантастической сказке А. Погорельского «Черная Курица, или подземные жители», которая стала первой авторской сказкой, написанной и выпущенной в России. История о том, как маленький мальчик однажды спас от смерти черную курицу, оказавшейся заколдованным министром Подземного королевства. И как же изменилась жизнь мальчика после этого!


Премьера состоялась 27 ноября 2014 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
12+
Драма (средний формат) 
Пьеса - А. Чехов
Режиссёр - Глеб Володин 

Продолжительность - 3 часа 20 минут (с двумя антрактами) 

«Очень трепетно отношусь к тексту Чехова. Для меня текст и то, что хотел сказать драматург - это закон. Поэтому мы с актерами искали подход к этому тексту, а не переиначивали текст под наше представление о Чехове. Так что мимо того, что хотел сказать Антон Павлович, мы точно не пройдём», - режиссёр спектакля Глеб Володин.

Между героями и публикой – тонкая грань. Пришедшие на спектакль ещё рассаживаются на свои места, а в зале уже накрывают на стол в ожидании гостей. У младшей сестры Ирины – именины! Первый ряд театралов участвует в застолье, сидя за белой скатертью с чеховскими героями и угощаясь самыми настоящими пирогами и напитками. Тут же поминая отца трёх сестёр, встают с бокалами в руках. «Надеюсь, что и на следующих показах зритель проявит душевную тонкость: когда поминают человека, неплохо бы встать», - Глеб Володин после премьеры. 

Собравшиеся в доме Прозоровых преисполнены светлых надежд. Они видят своё светлое будущее, уверяясь, что дальше – лучше и интереснее жить. «В Москву, в Москву!» - мечтают о счастье три сестры. Тем разительней смена общего настроения уже во втором действии: мажорные ноты сменяются минорными. Герои охвачены то тоской, то тревогой. С именин Татьяны прошли годы. Каждого постигло личное разочарование. Философия классики звучит из уст барона Тузенбаха (Константин Мокров): «И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» — вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». 

Сценография спектакля зрителей поражает не только расположением места действия и вовлечённостью публики в процесс, но и пожаром в зале на основной сцене. Огонь, дым, красный свет - так событие, описанное в пьесе, натуралистично обыграл художник мультимедиа Егор Тимошенко. 

СМИ о спектакле:
«Регион 29»: «Мимо искренности пройти нельзя»: Глеб Володин ставит «Трёх сестёр» в Архангельске, как Чехов написал
«Регион 29»: Остановите Землю, я в Москву: званый обед у архангельских «Трёх сестёр», после которого хочется плакать
«News29»: Архангелогородцы прожили жизнь чеховских трех сестер, став гостями званого ужина
Газета «Архангельск»: «Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я…»

Премьера состоялась 23 марта 2019 года

Сценография - Андрей Тимошенко
Композитор - Ирина Белова
*в записи музыки принимал участие Антон Одинцов (соло на трубе)
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Ольга Раввич
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Трубач - Антон Одинцов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
Пьеса — С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта) 

Вторая часть полюбившегося спектакля в ковбойском стиле «Новые приключения Братца
Кролика и Братца Лиса» для детей от трёх лет. 

Это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добрых поступках, рассказанный с юмором
и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок
Дядюшки Римуса». Главная особенность спектакля — он интерактивный. Судьба
незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей.
Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому
нужна помощь.

Премьера состоялась 27 декабря 2016 года 

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Ольга Мурашова
Музыкальное оформление — Евгений Мищенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее