Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о моноспектакле "Записки на табличках"

08.09.22
"ЗАПИСКИ НА ТАБЛИЧКАХ"
Режиссер - Евгений Авраменко.

Древняя римлянка Апронения Авиция ведет дневник – делает записи на деревянных табличках о своих чувствах и мыслях, рассуждает о жизни и смерти, любви и ревности, а также записывает кулинарные рецепты, фиксирует всевозможные памятки. Она рассказывает истории из своей жизни, дает оценки своим поступкам и поступкам окружающих. Эта женщина прожила много лет, ей есть что вспомнить, есть о чем порассуждать… Ее судьбе посвящен роман французского писателя Паскаля Киньяра. Такова литературная основа спектакля «Записки на табличках», придуманного режиссером Евгением Авраменко (он же автор инсценировки) для солидного юбилея самой опытной актрисы Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова Ольги Павловны Зубковой, которая только в этом театре служит уже почти полвека. Жанр спектакля обозначен как «Монолог женщины на стыке эпох». Действительно, эпохи разные, однако сомнения, озарения, огорчения, разочарования и очарования всё те же. Текст, дошедший до нас из глубины веков, – лишь повод, чтоб поговорить о судьбе современной женщины, пережившей многое, но несмотря ни на что не утратившей жажды жизни, сохранившей открытый неравнодушный взгляд на мир. Но не только, это еще и определенный посыл к зрителям, побуждение в них желания по-особому взглянуть на самих себя, на свои судьбы.

Спектакль идет в компактном Абрамовском зале театра, зрительские места помещены по обе стороны сценического пространства. Вольно или невольно во время представления ты видишь лица зрителей, сидящих напротив, отмечаешь их реакцию на происходящее, ведь они – всегда прямо перед тобой, а театральное действие происходит чаще всего несколько в стороне, куда приходится поворачиваться. Но все по порядку. Входишь в зал и видишь помост, на черном ящике сидит актриса, закутанная с головой в красное покрывало, лицо ее закрыто тканью. За ее спиной столик, на котором разложены какие-то вещи, помня чеховский завет о висящем ружье, стараешься их разглядеть, чтоб быть готовым, когда они «выстрелят». В стороне от стола некое сооружение, завешенное полиэтиленом, что-то похожее на античную статую. Во время спектакля ждешь, что и эта тайна будет раскрыта, покров будет сорван, однако этого не происходит, и понимаешь, что в этом и нет необходимости – мало ли что может быть закрыто, затуманено – намеренно или случайно – в закутках нашей памяти, а спектакль как раз об этом. Вдруг слышишь, кто-то говорит, причем довольно громко, как-то странно для тишины небольшого зрительного зала, оборачиваешься на голос – ага, понятно, это артист Юрий Прошин что-то объясняет одному из зрителей, что ж, всякое бывает. Но вот он подходит к помосту, и ты понимаешь, что спектакль уже начался, что это участник представления, который обозначен в программке как Историк. Он рассуждает о том, что во все времена людям свойственно вести дневники, что-то записывать прежде всего для самих себя, и не важно, на каком носителе ведутся эти записи, да, долгое время для этого использовалась бумага, в наш информационный век гаджеты, соцсети, а вот в Древнем Риме – таблички из буксового дерева. Историк, собственно говоря, вводит зрителей в курс дела, представляет героиню спектакля Апронению Авицию и после этого исчезает, чтобы вернуться на сцену в самом финале и поприветствовать уже не героиню, а актрису.
il5yiDhPskBFEhb12WCTnDFp_KKKghrXtORLCjxVaFVqLY6gRRRKy_MegFYnVAbGy6sZAkjPL6tUZTy0nYGx7fq1.jpg
Из программки можно узнать, что Ольга Зубкова играет Апронению Авицию, правда, с этим трудно согласиться, поскольку в спектакле актриса, по сути, играет саму себя. Да, она одета в стилизованный костюм – простое холщовое платье с поясом, украшенное античным орнаментом. Да, она читает тексты, написанные древней римлянкой, но вот именно что читает, выразительно интонируя, но не перевоплощается при этом в героиню, а всегда остается самой собой: оценивает то, что произносит, эмоционально реагирует на произносимое, а главное, отталкиваясь от прочитанного, говорит о себе, о своей жизни. К тому же среди табличек Апронении попадаются и дневниковые записи самой актрисы, о чем она объявляет перед тем, как их зачитать. Так что перед нами монолог современной женщины на стыке эпох, а древние записи лишь стимул для воспоминаний о своем заветном, даже сокровенном, чем актриса искренне делится с публикой, будто исповедуясь. Да, и что греха таить, личные истории актрисы Ольги Зубковой гораздо более интересные, проникновенные и душевные, чем несколько жеманные, кокетливые, порой на грани фола рефлексии патрицианки Апронении Авиции.

В первый раз актриса проявляет себя на третьей или на четвертой табличке: зачитав высказывание римлянки о старых людях, у которых за плечами смерть, она сострадательно замечает: «А мне жалко этих людей!» Потом речь идет о войне, вот тут актриса в первый раз встанет и взволнованно будет рассказывать, как ей, тогда четырехлетнему ребенку, запомнились война и оккупация: уходящий на фронт папа, встревоженная мама, циничные немцы, издевающиеся над женщинами, лающий на них пес Султан… А вот еще один стимул из древних табличек – дорога, он порождает воспоминания актрисы о выборе жизненного пути, о предсказании цыганки, об осознании того, что она идет не своей дорогой, работая в колхозе зоотехником. Стимул «Песня» – актриса идет, пританцовывая по помосту, и распевает «Вдоль по улице метелица метет…», потом напевает «Купите фиалки», замечает: «Да, такие песни мы пели в молодости, но сейчас у меня уже нет того голоса…» К слову, и про голос есть у актрисы история: однажды на гастролях в Рязани редактор местной радиостудии, восхитившись красотой ее голоса, пригласил актрису работать на радио, но как же было бросить театр.
И таких откровений в спектакле много. И уже ждешь, на что же еще душевное, интересное спровоцируют древние таблички. Одна за другой «выстреливают» вещи. Вот статуэтка, подаренная «матушкой», так актриса называет режиссера Армавирского театра, которая стала ее крестной матерью в искусстве. А вот журнал «Театральная жизнь», на обложке которого молодая Ольга Зубкова в образе Катерины из «Грозы» А. Островского в спектакле Калининского ТЮЗа, и звучит фрагмент знаменитого монолога «Отчего люди не летают?», который обрывается ироническим замечанием актрисы: «Я и сейчас играю в «Грозе», только барыню, которая немножко не в себе».
23756ku2pB8WoP3DR26qFzLo-_IRDO5DL1J6PGIOSuYr5kCm4np_P6nQvqIhfOJ5xdQRJx1GeicFMjf9FgbpSax1.jpg
Апронении довелось пережить нешуточные любовные страсти, о чем она с упоением рассказывает в своих табличках. Но и актрисе Ольге Зубковой есть что рассказать. Чего стоит угроза одного из ее ухажеров: «Будь моей, или я тебя убью!» А история, анонсированная интригующим откровением «Мой грех»! Как выясняется по ходу представления, между героиней и актрисой немало общего. Апронения восторгается гармонией природы, и Зубкова с восхищением говорит, например, о северной зиме. Героиня – римлянка, но и актрисе довелось побывать в Риме, а также в других итальянских городах, и восхититься их величием и красотой.

Важно, как внешне меняется во время спектакля актриса. Мы помним, что вначале она закутана в покрывало. Перед тем, как начать читать таблички, она освобождает лицо, оставаясь как будто в платке. Длинные концы покрывала либо закидываются на плечи, либо парят в воздухе во время танца. Потом она снимает покрывало вовсе, освобождая седые пряди волос и крупные блестящие серьги. В момент рассказа о несбывшейся мечте – роли Комиссара из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского – актриса облачается в кожанку, красное полотнище обматывает вокруг шеи, как шарф. Когда речь пойдет о болезни и смерти мужа (этим тоже сходны судьбы обеих женщин), актриса уйдет вглубь сцены, сядет, немного сгорбившись, голос будет звучать несколько приглушенно… В какой-то момент актриса спускается с помоста, чтоб оказаться совсем рядом со зрителями, при этом ее монолог звучит более доверительно, а рассказывает она о своем пророческом сне.
Выразительна световая партитура спектакля, разработанная Алексеем Расходчиковым. Органично и ненавязчиво музыкальное оформление, подобранное Артемом Татаринским.
E7-ilzzbGlyQj5WIWcvVug1JV9ktgIrmJn9-rtjTKKKNPge5d3mVwCDqBFP94pdX76n8smNQiHmkJ56JwMHmocTM.jpg
Искренний исповедальный монолог актрисы трогает, волнует, задевает за живое, провоцирует на размышления о высоком и важном, на рефлексии о своем сокровенном. Чего стоит в этом плане озвученная в спектакле дневниковая запись актрисы – цитирую неточно, как помню, но суть ее такая: «Читаю «Доктор Живаго», думаю, так ли прожила жизнь». Этот спектакль оказывает подобное воздействие, в том его главное достоинство. А еще это торжество жизни и театра! Триумф актрисы, сделавшей себе и публике шикарный подарок на славный юбилей. Как точно назвала виновницу торжества руководитель регионального отделения СТД Наталья Малевинская: «Женщина, способная остановить время». Есть чем восхититься, о чем задуматься.

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский
Подробнее