Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера: В Архдраме поставили спектакль по роману Григория Служителя «Дни Савелия»

21.04.24
Источник: https://pravdasevera.ru/2024/04/21/6623873c84eeb2162274dff2.html
Автор: Елена Ирха

Четыре года назад роман был представлен на фестивале «Белый июнь» в Архангельске

Фото: Елена Ирха

Фото: Елена Ирха

Дебютная книга молодого актёра и писателя быстро стала заметной в российском книжном пространстве, получила ряд литературных премий и через некоторое время шагнула на театральные подмостки.

Года четыре назад автор представлял свою книгу на фестивале «Белый июнь» в Архангельске. И если всё пойдёт по плану, то, по словам Андрея Тимошенко, главного режиссёра театра драмы, Григорий Служитель приедет на премьерный спектакль «Дни Савелия» 27 апреля.

Фото: Елена ИрхаФото: Елена Ирха

Чем же так приглянулась история кота-философа Савелия и его странствий по Москве читателям и театральному режиссёру? Об этом и не только об этом мы поговорили с Андреем Тимошенко.

— Нет, я с автором незнаком, — ответил на вопрос Андрей Николаевич, — но надеюсь, что на премьерный показ он приедет, вот тогда и познакомлюсь. Пока идут переговоры. Если приедет, то увидит в спектакле много того, чего нет в его книге. Но он сам человек театра, он поймёт.

— А вас чем привлекла история кота Савелия?

— Обилием разных персонажей — как людей, так и животных. История глазами кота даёт широкую возможность игрового театра, артисты могут играть сразу несколько ярких ролей. Я в этой истории увидел театральную игру. Кроме того, меня тронул сентиментальный роман о жизни бродячего московского кота. Вообще, это очень человеческая история.

— Почему человеческая?

— Конечно, человеческая. Я воспринимаю кота Савелия как человека. Даже на репетициях говорил: ну он такой человек. Чем человек отличается от животного? У человека есть нравственность, принципы, он с Богом разговаривает. И у кота Савелия всё это есть. Только люди кошек не замечают, говорят и делают при них то, что не стали бы делать, допустим, на публике. А кот Савелий всё замечает и философствует на тему «что такое человек». И несмотря ни на что, Савелий любит людей. И автор любит. Тем, наверное, эта книга и привлекает читателей.

— А что найдёт в вашем спектакле автор, чего нет в книге?

— Мы развивали историю некоторых персонажей дальше. Например, соседа Витюши, дяди Димы. Ну чего ему по двору просто так с помойным ведром ходить?..

— Ещё вы, бывает, меняете финалы первоисточников, а почему в этом своём спектакле не изменили?

— Я финал несколько смягчил…

— Вы москвич, в книге называются конкретные места Москвы, по которым путешествует Савелий. Вы говорили, что отправляли своих артистов прогуляться по булгаковской Москве вживую, когда создавали «Мастера и Маргариту». И тут тоже отправляли «по следам Савелия»?

— Да. Как Александр Зимин прошёлся по следам поэта Ивана Бездомного, которого он сыграл в «Мастере и Маргарите». Только что в Москва-реке не купался, как его герой. Так и Миша Бакиров, который играет в «Днях Савелия» главную роль, летом отправился в район Яузы, прошёл по всем Шелапутинским переулкам, залез за строительный забор, опутавший бывший роддом имени Клары Цеткин, словом, вживался в роль.

— Выбор актёра на главного героя, судя по отзывам, первые зрители находят удачным.

— Мне тоже так кажется, думаю, получилось стопроцентное попадание. И Миша загорелся, и мне было интересно с ним поработать.

— Если говорить о танцевальных «вставках» в спектакле, то котоубийца просто очарователен…

— Я поражаюсь блестящему актёру Дмитрию Белякову — где он берёт новые краски для ролей? Уж сколько всего переиграл, но не повторяется. Он в спектакле играет нескольких героев — доктора, кота Валентиновича… Но его «Либертанго» с тростью — просто находка, он даже выше ростом кажется. Все танцы в спектакле поставил балетмейстер Александр Любашин.

— Ещё какие‑то открытия для вас были?

— Два актёра раскрылись с неожиданной стороны — Пётр Куртов в роли Аскара и Артём Пребышевский в роли вахтёра Сергеича. Артёма в образе даже коллеги не узнали, спрашивали, мол, нового артиста, что ли, взяли?.. А Куртов в роли Аскара одной фразой высказал боль человека, вынужденного жить вдали от родных мест.

— Значит, есть что играть в каждой роли?

— Да вообще, кладезь живых образов. Я вот сейчас набираю курс в театральном институте имени Бориса Щукина и думаю, что ещё вернусь к «Савелию» со студентами. Кроме того, в спектакле на архангельской сцене хочу добавить один из монологов Савелия у памятника Николаю Бауману, который первоначально мы упустили. Поэтому, вероятно, следующий показ спектакля «Дни Савелия» 27 апреля будет несколько другим…


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

Реставрация в одном действии (камерная сцена)
А. Твардовский
Режиссёр — Алексей Ермилышев


Продолжительность — 1 час 45 минут (без антракта)


Спектакль — попытка восстановить в памяти мифического героя Василия Тёркина, героя эпоса и в то же время — героя живого, настоящего. Как реставраторы возвращают к жизни, казалось бы, навсегда утраченную фреску, слой за слоем восстанавливая древнее изображение, так и четверо актеров разыграют этот текст — сначала в шутку, а затем… и сами не заметят, как он приобретёт для них глубокий смысл. Неслучайно жанр спектакля — реставрация в одном действии.


Тихоновец, критик
       Татьяна Тихоновец, театральный критик:

«Грамотно сделанная, правильная сценография, дающая возможность сочинить из неё всё, что угодно. Редко ставят „Тёркина на том свете“. Этот переход меня вдохновил. Я видела много „Тёркиных“, но впервые встречаю в театре, чтобы эту часть включили в постановку, да ещё и закончили ей, без пафоса. Это совершенно другой Тёркин, совершенно другой Твардовский».


Премьера спектакля состоялась 1 мая 2015 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко

Спектакль ведет Полина Савчук


Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена и средний формат)
П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь Лёша хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника... И несмотря на драматичность положения главного героя - мальчика Лёши - постановка не мрачная: вызывает улыбку, смех, умиление. А послевкусие постановки дарит светлое желание заботливей обращаться с близкими.

Ролик от репетиции до премьеры



“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

*По мнению экспертного совета «Золотой маски», спектакль стал одним из самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 гг. и попал в лонг-лист премии. Участник фестиваля «Детский weekend» (2020 г.)

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю Папы и Таракана-дяди (засл. арт. РФ Сергей Чуркин) победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы»

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Архангельский театр драмы привёз в Воронеж «Тараканов»

Агентство городских коммуникаций «Горком 36»:  Архангельский театр разыграл в Воронеже семейную драму глазами ребенка

Рецензия на спектакль Вячеслава Герасимчук

Mask book: интервью с Полиной Золотовицкой

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика

Информационный портал "Пинежье": В районном центре состоялись спектакли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова


Премьера состоялась 28 февраля 2019 г.


Инсценировка, сценография, костюмы, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая


Спектакль ведёт Ирина Варенцова



Подробнее
12+

Драма (основная сцена)
Б. Васильев
Режиссёр — Рената Сотириади 


Продолжительность — 1 час 50 минут (без антракта)


Сюжет знаком нам по легендарному советскому фильму: пять девушек-зенитчиц под командой старшины Васкова вынуждены вступить в неравный бой с вражескими десантниками и ценой своих жизней не дать им взорвать железную дорогу. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…


Премьера состоялась 9 мая 2015 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Сценография, художник по костюмам — Ирина Титоренко
Художник по свету — Ольга Раввич 
Композитор — Светлана Голыбина 
Балетмейстер — Дмитрий Мельников 


Спектакль ведет Юлия Сядей


Подробнее