Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "...женщина в потоке воспоминаний"

08.09.22

Автор: Ольга Истомина
Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/premera-v-arkhdrame-zhenshchina-v-potoke-vospominaniy-/

Спектакль «Записки на табличках» – о женщине, вытирающей лужицы разлитого времени. О женщине, которая собирает картину прошлого из ярких вспышек воспоминаний, символических деталей и туманных подробностей. В спектакле режиссер Евгений Авраменко соединил записки знатной римлянки Апронении Авиции из романа французского писателя Паскаля Киньяра и воспоминания актрисы Архангельского театра драмы Ольги Зубковой, зазвучавшие со сцены единым потоком жизни.

Спектакль «Записки на табличках», поставленный к юбилею старейшей актрисы театра Ольги Зубковой и сыгранный впервые 3 сентября, в ее день рождения, – совсем не скучный «парадный портрет» и не стандартный театральный бенефис. Когда зрители только входят в зал, они видят женскую фигуру, закутанную в красное покрывало. Ткань мягкими складками ниспадает с плеч, скрывая лицо. Точно так же «спрятана» в полупрозрачный полиэтилен античная статуя, примостившаяся в углу, – ее очертания едва видны, сквозь завесу можно рассмотреть лишь крылья…

Начинается спектакль с размышлений о значении дневниковых записей, которые помогают протянуть ниточки между временами: прошлым, настоящим и будущим. Историк (Юрий Прошин), заинтересовавшийся найденными буксовыми табличками, сохранившими записи римлянки, заводит разговор со зрителями о том, что каждый дневник будет когда-нибудь прочтен. Он настраивает на встречу с дневником дожившей до глубокой старости Апронении, где наряду со списками важных дел, памятками и событиями фиксируются мысли и ощущения - например, описание «золотистых волокон тумана поутру».

Буксовые таблички

«Я ела корюшку и груши, и мне вспомнилось…» – из темноты раздается голос, когда в направленном на нее луче света (художник по свету –– Алексей Расходчиков) актриса открывает лицо, и зрители вместе с нею пускаются в плавание по волнам памяти.

Перед нами –– женщина в образе римлянки, в холщовом платье, расписанном золотым узором. Золотые украшения – пояс, браслеты и кольца на руках - подчеркивают ее благородный, почти аристократический вид. На возвышении, своеобразном подиуме, разделяющем камерное пространство Абрамовского зала, она оказывается приподнята над всем окружающим, словно отделена от большого суетного мира и заключена в своей вселенной. Одну за другой она берет в руки деревянные таблички, медленно читает написанное, откладывает в сторону. Произносимые слова, будто волны, накатывают и отступают вместе с доносящимися издалека звуками (музыкальное оформление – Артем Татаринский).2022.09.03 Записки на табличках fullsize-1 (1).jpg

О чем писала древняя римлянка на буксовых табличках, звук постукивания которых она так любила? О важных для нее встречах и расставаниях, о наблюдениях за жизнью, о сомнениях, сожалениях и радостях, и о том, что надо не забыть сделать (например, отполировать ногти на пальцах ног). Через эти картины постепенно проступает личность актрисы: через ее интонации и оценки проявляется отношение к тому, что она читает, а затем и сама Ольга Зубкова начинает вспоминать вещи, события и ощущения, которые пробудили в ней чужие записи. Удивляясь и посмеиваясь, вздыхая и улыбаясь, прислушиваясь к произносимому слову, словно стараясь его распробовать, актриса заглядывает куда-то за границу доступного нам.

В текстах табличек запечатлена поэзия будней. Даже в бытовых зарисовках проступает любовь к жизни, которая проявляется в мелочах. Среди списков-памяток появляются загадочные для современного восприятия «рыба-ящерица» или «фазаны из Колхиды»… Из этих деталей складывается образ мира, в котором жила знатная римлянка. И невольно думаешь о том, из каких вещей можно будет воссоздать картину нашего мира: будут ли они звучать так же поэтично?..

Спектакль похож на течение реки – русло, по которому устремляется поток воспоминаний. Вхождение в него и актрисой, и зрителями происходит медленно, постепенно: так ступаешь в незнакомый водоем - осторожно, на ощупь пробуя проступающее дно с острыми камешками и осколками ракушек. Время течет так же быстро, как вода утекает сквозь пальцы, потому нам так хочется сохранить ускользающие моменты, будь то в записях на буксовых табличках, попавшихся под руку, или в фотографиях на мобильный телефон… Кажется, и спектакль стремится к тому, чтобы остановить время в пределах своего пространства.

Предзнаменования и пророчества

Воспоминания двух женщин из разных эпох оказываются переплетены не случайно. Многое в их судьбах схоже – истории словно отражаются друг в друге. Один из сильных моментов – воспоминания о войне. В записях римлянки - дворец в руинах, хаос, няньки, которым нечем кормить детей, и тут же зримые образы из памяти актрисы: странный гул летящего самолета, девочка с мамой, бегущие в убежище, взрывы, двухэтажный дом, который разломило пополам, и одна половина превратилась в огромную яму…

Но не только трагические эпизоды – и светлые воспоминания появляются ассоциативно в ответ на записи римлянки. Песни из юности актрисы - «По двору метелица метет…», «Купите фиалки, фиалки лесные», - их строки будто против воли вырываются из души, и актриса напевает, чуть извиняясь – мол, голос уже не тот, все-таки две операции на связках...

2022.09.03 Записки на табличках fullsize-11.jpg

Вера в судьбу, предзнаменования и пророчества – еще одна смысловая точка, сближающая двух женщин. Здесь возникает предсказание цыганки, напророчившей девочке жизнь в большом городе и то, что ее «будет знать много народу», и сон, в котором она увидела своего будущего мужа. Поиск жизненного пути становится одним из главных мотивов спектакля. Подиум, по которому проходит актриса, – словно та самая дорога, выбранная ею когда-то. Вот она уходит из колхоза, где работала зоотехником после окончания училища, вот «головокружительное путешествие в Италию» и путь в театр. В своих историях Ольга Павловна проявляет себя как талантливый, увлекающийся рассказчик: чуть хрипловатый голос с выразительными интонациями и живые, порой лукавые, смеющиеся глаза заставляют вместе с ней удивляться и восхищаться картинами, которые возникают в воображении.

Не только истории и дневниковые записи, но и вещи из прошлого приобретают с течением времени особый смысл. В спектакле так появляется статуэтка, подаренная актрисе «матушкой» – режиссером Лидией Александровной Ящининой, направившей и поддержавшей на пути к мечте, и театральный журнал, на обложке которого фотография юной Ольги в роли Катерины в «Грозе». Интересный момент обыгран в спектакле: актриса и сейчас выходит на сцену в «Грозе», только уже в роли эксцентричной барыни. Юмор и мягкая самоирония актрисы сбивают пафос момента и вызывают улыбку. То же происходит и в сцене с зеркалом: героиня смеется сама над собой - мол, «похожа на статую Тарквиния Древнего, которую пахарь в один прекрасный день откопал на своем пшеничном поле».

Еще один яркий эпизод – о «несбывшейся мечте». Для актрисы это, конечно, несыгранная роль. Она вдруг резко встает и надевает на себя коричневую потертую кожанку, а красный палантин в этой сцене становится знаменем. Оказывается, Ольга Зубкова всю жизнь мечтала сыграть комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Она читает фрагменты из начала и финала пьесы, и в ней появляется такая уверенность и жизненная сила, что веришь – несбывшаяся мечта все-таки отчасти осуществилась! Наверное, именно поэтому «театр на квартиры не меняют», как отметила актриса в одном из эпизодов.

«Я была счастлива!»

Но главным в спектакле остается образ женщины вне времени. Женщины со своими слабостями, пристрастиями, пережитыми трагедиями и любовью. «Из вещей краткотечных следует исключить любовь – она принадлежит всему роду людскому», – пишет древняя римлянка. Словно в подтверждение этому в спектакле возникают переживания счастливых моментов и утрат, воспоминания о возлюбленном Квинте, болезнь и уход мужа, с которым была прожита вся жизнь. В одном из эпизодов актриса практически сливается со своей героиней – настолько близким оказывается пережитое. И не нужно ничего объяснять, когда Ольга Зубкова читает текст римлянки о смерти супруга после тяжелой болезни... В течение всего спектакля граница между актрисой и ее героиней зыбкая и нечеткая, но чем дальше – тем явственнее эта связь.

2022.09.03 Записки на табличках fullsize-47.jpg

«Римские» тексты становятся поводом для той степени откровенности, которая не могла быть возможна в других обстоятельствах. Но несмотря на исповедальность воспоминаний актрисы, чувства неловкости не возникает. Кажется, зрители приобщены к некоему ритуалу, который происходит здесь и сейчас, разговор позволяет выйти в другое измерение, куда вместе с актрисой заглядываем и мы. У известного режиссера Римаса Туминаса есть завет для актеров: играть для ангелов на колосниках. И здесь как раз кажется, что Ольга Зубкова играет для ангелов. Оттого такая сосредоточенная тишина наполняет пространство.

В одной из сцен, когда Ольга Зубкова читает запись из своего дневника, звучит признание в том, что она «строила свою жизнь от обратного: не так, как надо, а как не надо». Но несмотря на все, в ней есть любовь и жажда жизни, которая отражается в заметках. Не раз в спектакле звучат слова «Я была счастлива!» – как из уст римлянки, так и напрямую от актрисы. Пожалуй, в этом главный посыл спектакля – человек рожден для счастья, а значит, надо быть счастливым в каждом моменте и ценить его.

В Ольге Зубковой есть та естественность, красота и достоинство, которые приковывают внимание к ней в течение более полутора часов действия. И за это время ее внутренняя энергия только набирает обороты. В финале накатывающая словно морская волна музыка постепенно заглушает голос актрисы, читающей запись на табличке о «радостях утренней зари», предвещающей новый день. Яркий образ женщины остается в памяти зрителей.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский
Подробнее