Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Месть старой дамы"

28.09.22
Фридрих Дюрренматт "МЕСТЬ СТАРОЙ ДАМЫ" Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022 Режиссер - Петр Куртов

Программка этого спектакля заключена в черную рамку. В центре изображен черный гроб, на котором возложен погребальный букет роз с четным количеством цветков. Таков посыл. Взглянем на сцену – довольно мрачно! Как раз для похоронного настроения (художник по свету Андрей Ребров). На переднем плане рельсы. Далее перрон с видавшими видами скамейками. Третий ярус декорации представляют собой многочисленные металлические конструкции, которые во время спектакля будут опускаться и подниматься, перемещаться в пространстве (сценография Андрея Тимошенко).
Главная героиня въедет на сцену по железной дороге, расположившись на гробе в обрамлении похоронных венков (так вот он какой – гроб на колесиках из детских страшилок!). Но это случится не сразу, явлению героини предшествует довольно продолжительная экспозиция.

Всё сценическое действо происходит на железнодорожной станции, поэтому различные железнодорожные атрибуты постоянно присутствуют и активно используются. Еще до начала представления несколько раз выйдет путевой обходчик и, дублируя театральные звонки, будет колотить молотом по рельсам. В антракте сцену заполонят монтировщики в оранжевых жилетах железнодорожников.

Итак, перед нами обедневший, изрядно запущенный городок Гюллен. По сцене дефилируют его обитателя в замызганных потрепанных плащах и в резиновых сапогах – видимо, иначе по улицам этого городка не пройти (художник по костюмам Ирина Титоренко). Кто-то сосредоточенно заглядывает во все закоулки в поисках жестяных пивных банок, смачно сминает их ногами, чтоб потом сдать, немножко выручив денег. Кто-то ведет душеспасительные беседы, откровенно мечтая растрясти на деньги миллиардершу Клару Цаханассьян, прибытие которой все ожидают. Казалось бы, что делать в захолустном городишке столь богатой даме? Но в том-то и дело, что этот самый городишко – ее родина, на которой она не была тридцать пять лет. Почему бы не помечтать о том, что эта богачка расчувствуется и облагодетельствует земляков, узнав о их бедственном положении.
В ожидании прибытия важной особы видные горожане по крупицам собирают материал о знатной гостье, чтобы задобрить ее, подольститься к ней. Тут не обойтись без Альфреда Илла, который в молодости был близко знаком с Кларой, мало того, дружил с ней и даже был влюблен в нее, вполне вероятно, их любовь была взаимной. Словом, на него вся надежда, и поэтому не обходится без лести: «Вы самый уважаемый человек в городе! Вы наш будущий бургомистр!»

0IXRLBQhNShnbvWdFt_P40N6AS9S3u1tCiSYSR0fCEoP_TlAcT-2bvOifWxpNIMomq74stHQZ7pg1lzlzQTCOY9i.jpg

Итак, весь город в предвкушении: вот-вот явится именитая его уроженка, владелица баснословного состояния Клара Цаханассьян. Такова завязка. А развитие сюжета целиком зависит от властной воли эксцентричной и экстравагантной главной героини, задумавшей и осуществившей изощренную месть. В этом плане название спектакля режиссера Петра Куртова представляется значительным и знаковым: как известно, пьеса Фридриха Дюрренматта называется «Визит старой дамы», замена первого слова заглавия на «Месть» акцентирует внимание зрителей на главном. Причем, это не просто месть, а жестокая, рационально просчитанная, хорошо подготовленная Месть с большой буквы (вспомним мудрость: «Месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным» – а с рациональностью и холодностью у героини всё в порядке). Эта Месть стала жестоким испытанием для всего города, для всех без исключения героев спектакля, да и для самой Клары. Что немаловажно, Месть эта замешена на самой настоящей, всепоглощающей Любви.

Вот тут-то и вскрывается истинное лицо людей, личина морали и нравственных принципов для подавляющего большинства оказывается очень непрочной и весьма уязвимой. Власть денег, жажда благополучия любой ценой способны подмять под себя любого и всякого. Можно вдохновенно разглагольствовать о гордости и чести, но всё это оборачивается пустым сотрясанием воздуха, поскольку вожделенные хрустящие купюры решают всё. И вот все как один горожане, воздев над головой денежные знаки, голосуют за смертный приговор человеку, ставшему жертвой Мести. И даже у членов его семьи не дрогнули руки. Страшно! Мало того, зрители в зале тоже становятся соучастниками этого гнусного судилища, поскольку с их молчаливого согласия свершается то, что свершается – и в награду с неба им сыплются всё те же купюры…
Жанр спектакля обозначен так же, как и у автора, – «трагическая комедия», но, пожалуй, комедийного здесь мало, скорее, представлен трагифарс с элементами сатирического памфлета и душещипательной мелодрамы. К сожалению, порой действие безнадежно провисает, его темпоритм сбивается. Встряхивающие зрителя эффектные, безупречно поставленные и исполненные музыкальные шоу-фрагменты представляются всего лишь вставными номерами, мало связанными с развитием основной мысли спектакля. Следует отметить качественную работу композитора Андрея Карасёва, балетмейстера Александра Любашина, хормейстера Олега Щукина.

pp_mjAN1TSFX1rwiHHLlvEEbnRIybZ_aziCpG3aXh2ThCTsEn3Qv-9NEs4gPaKrrlGCaxXS_BNZrKmZ-Qf5t-peB.jpg

Спектакль прежде всего интересен яркими актерскими работами. Бенефисная роль Клары Цаханассьян вполне подходит актерской органике Наталии Латухиной: актриса виртуозно сочетает фарсовую эксцентричность, проникновенный лиризм, трагический драматизм – ну, может, последнее пока ей не вполне удается. А как в этом образе она похожа на примадонну архангельской сцены 1980-х годов Татьяну Гончарову! Очень хорош Евгений Нифантьев, выстраивающий роль Альфреда Илла на глубоком и чутком психологизме: его красноречивый взгляд, безмолвное отчаяние – это что-то из высших сфер актерского сценического существования.

SLEKgg19HjJX3QjsswbwY2uWoVZJ-fkE9zIibEdySw_3fpK2CJxyBHpwWvXGVvHfENbHeCHVNEaln3JlJbVdoeP0.jpg

Интересно решены образы членов семьи Илла: кроткой страдалицы жены (Елена Смородинова), циничных в своем показном покорстве сына (Константин Мокров) и дочери (Анна Рысенко). Убедительными получились видные люди города: Бургомистр Эдурада Мурушкина, Священник Артура Чемакина, Врач Вадима Винтилова, но в особенности Учитель Михаила Кузьмина – несуразное нелепое создание в очочках и с усиками, трогательно тушующееся и вдохновенно дирижирующее хором горожан, и Полицейский Михаила Андреева – этакий брутальный служака, безоговорочно уверенный в себе.

fMGlgK7Vh0pR-stLsEPiKUCBp13H-T-1C_EmZQG0qr0sxuZJHJm5cUNBem5j0rgNun7H1H-R6UW2rgTgieK4Qi7e.jpg

Забавно решены две пары откровенно фарсовых персонажей: дубиноголовые телохранители Тоби и Роби со шкафоподобными плечами (Павел Каныгин и Виктор Мушковец), куклообразные слащавые слепцы-кастраты Лоби и Коби с накладными поролоновыми бородами (Людмила Советова и Мария Павлова). Трех, быстро сменяющих друг друга мужей Клары – Седьмого, Восьмого и Девятого, эксцентрично изображает Юрий Прошин. Интересен спесивый манерный Дворецкий в исполнении Александра Дубинина. Притягивает внимание зрителей яркая энергичная массовка, в которой не затерялись молодые актеры, только что пополнившие труппу, выделим Михаила Бакирова и Тимофея Тихонова.
Словом, новый спектакль Архангельского театра драмы имени Ломоносова – достойное, злободневное, яркое произведение театрального искусства, хотя и не безупречное.

p8sB5CsBurLhurqbKzCLO2d9Key-IOrfQW2E2r02Mc_gAlC4FDNOwPdpflGqno48IHytjY5aKC1jmJVkZNk88QeU.jpg

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский
Подробнее