Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Журнал "Страстной бульвар,10": Ломоносов и Эйнштейн на театральной сцене / Первый Международный фестиваль «Ломоносов Фест. Искусство. Наука. Технологии» (Архангельск)

01.07.23

Источник: http://www.strast10.ru/node/6405
Автор: Шаклеева Александрина

Инициатором этого фестиваля выступил Архангельский театр драмы имени Ломоносова. Его идея заключается в том, чтобы объединить в одной афише и показать спектакли, соединяющие науку, искусство и технологии.

Science art - направление, существующее с 1960-х годов и уже довольно распространенное в России. Около пятнадцати лет назад на отечественной сцене стали исследовать возможности междисциплинарного искусства для развития и популяризации обеих отраслей - науки и искусства. Созданием новых театральных продуктов в области science art занимается лаборатория IZOTOP.LAB, созданная Ярославом Францевым и командой RADI SVETA. Грантовую программу «Искусство и технологии» реализовывал музей «Гараж». В 2021 году в АБДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге выпустили science-art проект «Лаборатория №3» - коллаборация театра и корпорации «Росатом». Казанский фонд «Живой город» провел лабораторию «Аннигиляция», в которой режиссеры работали в союзе с учеными. Похожим путем шел и тюменский Молодежный театральный центр «Космос», на площадке которого за последние три года осуществленв сразу несколько проектов, исследующих науку на сцене: лаборатория «Фиджитал» осмысляла соединение театрального искусства и новых медиа, в лаборатории «Театр+Наука» магистранты Антропошколы ТюмГУ и молодые тюменские режиссеры создавали театральные эскизы, основой которых стали исследования молодых ученых, в арт-резиденции «Архивация нас» режиссер Евгений Маленчев поставил перфолекцию «Изобретая повседневность», главным исполнителем которой стал кандидат исторических наук Александр Фокин. Созданием междисциплинарных проектов на стыке науки и искусства, адресованных детской и подростковой аудитории, занимались лаборатории Большого детского фестиваля, посвященные научпопу, и театр «Домик Фанни Белл» в лаборатории «Театр и Наука». Большой фестиваль «Театр+Наука» проходил в зеленоградском «Ведогонь-театре». Иногда импульс для создания подобных проектов исходит и от людей науки: известны европейские опыты Team Hyena Puppet, превращающие лекции по биологии в хореографические спектакли, и Международный конкурс Dance your PhD, предлагающий ученым со всего мира станцевать свои диссертации. В России подобный опыт тоже есть: на Международном конгрессе ученых в Сочи в 2021 году прошел проект Science on Stange, где молодые ученые создавали театральные постановки, основой сюжета для которых стали их научные исследования.

И, разумеется, во все времена театр обращался к просвещению, создавая спектакли об известных личностях и научных текстах и открытиях («Топливо», Pop-Up театр, 2015; «Сочинение про Джобса», Театральный проект 27, 2019; «Циолковский», Театр драмы им. Ф. Волкова, 2021 и др.), а также ставшие популярными в последние годы спектакли-лекции («Капитал», театр «Среда 21», 2021; «РыСи», Центр Вознесенского, 2021; «Цехъ поэтов», Няганский ТЮЗ, 2023 и др.).

Накопленный российским театральным искусством опыт действительно велик - об этом задумались и создатели нового фестиваля в Архангельске. В своей афише они объединили спектакли разных лет, осмысляющие науку и технологию разными способами, делая их то предметом драматургического исследования, то инструментом для художественной выразительности, или используя технологии для работы с новыми театральными жанрами.

Открывал программу стереоскопический перформанс «Искусство движения» Билли Коуи от танцевальной компании Каннон Данс (Санкт-Петербург) - возобновленная версия спектакля 2014 года, где лекционные материалы о хореографических идеях и природе их физического воплощения соединяются не только с демонстрацией танцовщиками в живом плане, но и с видео, на которое зрителю нужно смотреть в 3D-очках, что позволяет разглядеть пластику крупным планом. Спектакль дает возможность ретроспективно взглянуть на развитие science art в России: разумеется, сегодня перформанс почти десятилетней давности выглядит несколько наивно, но показывает зрителям процесс развития направления - от видеопроекций до, например, «Робота Кости» Ивана Заславца, где всех действующих лиц пьесы Чехова «Чайка» исполняют нечеловеческие акторы, а в роли Кости Треплева выступает промышленный манипулятор Hyundai HS 165. И это за каких-то десять лет!

Организаторы представили на фестивале сразу несколько спектаклей - «Загадочное ночное убийство собаки» Алексея Ермилышева, «Диалоги. Пир» Сергея Самодова, «Поморские узлы» Андрея Гогуна, «Время превращений» Алмаза Садриева, показав серьезную палитру работы с наукой и технологиями в репертуаре одного театра.

«Диалоги. Пир» поставил директор Архангельского театра драмы Сергей Самодов в ресторане «Почтовая контора». Он отсылает и к «Этикету» - спектаклю-тайне для двоих от театральной компании «Импресарио», где сидящие за столиком зрители выполняли инструкции, данные голосом в наушниках, и проходили сквозь ситуации из известных кинофильмов; и к «Экосвиданиям» Никиты Славича, поставленных в прошлом сезоне на фестивале «Другая сцена» на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а позже перенесенных на сцену Новокузнецкого драматического театра под названием «Эхо свиданий». В нем выходящим на сцену зрителям предлагалось повторять диалоги из известных романтических сцен русской классической литературы, следуя за суфлером в наушниках. Механика работы «Диалоги. Пир» точно такая же: у зрителей есть гарнитура и наушники, по спектаклю их ведет суфлер - зачитывает реплики диалогов из известных книг и фильмов, а зрители повторяют за ним, используя гарнитуру. Параллельно, у пар зрителей, сидящих за столиками, есть возможность продегустировать гастрономические сеты от поваров ресторана. Это такое соединение вечера в ресторане и театра, возможность небанально провести время и хоть ненадолго почувствовать себя актером.

«Поморские узлы» - спектакль-променад (режиссер Андрей Гогун, драматург Нина Няникова) в уже привычном формате прогулки в наушниках. Вооруженный телефоном с картой и наушниками зритель идет по центральным улицам Архангельска, слушая текст об истории и развитии города, соприкасаясь с ним и присваивая себе пространство через соединение собственного опыта с опытом города и его жителей.

«Время превращений» - бэби-спектакль Алмаза Садриева, построенный на видеопроекциях, создающих возможность игры с масштабами и создания причудливого фантазийного пространства. Как бэби-спектакль рассматривать его трудно, так как он нарушает практически все каноны бэби-среды: сценическая площадка не безопасна для малышей 4+ (артисты то и дело взаимодействуют с тяжелыми ширмами), нет области для познания мира, к которой могли бы подключиться дети, а сама диджитализация, взятая за основной способ художественной выразительности, воображение детей этой возрастной категории вряд ли развивает, потому что дети до четырех лет познают мир иными путями (через возможность потрогать, попробовать на вкус и т. д.). Проект Алмаза Садриева скорее похож на оживший мультфильм, персонажи которого приобретают 3D-объем, чем на бэби-спектакль.

«Загадочное ночное убийство собаки», пожалуй, самый традиционный спектакль из этой череды. Он поставлен по одноименному роману-бестселлеру Марка Хэддона. В центре сценического повествования - Кристофер (Михаил Кузьмин), подросток с синдромом Аспергера, пытающийся вписаться в мир нейротипичных людей, попутно расследуя убийство соседского пса и решая сложнейшие математические задачи. Наука в этом спектакле возникает опосредованно: в качестве формул на видеопроекциях - того, что занимает Кристофера и дается ему легко в отличие от большинства людей, создавая контраст с повседневными трудностями подростка. То, что нам легко - ему сложно, что нам кажется тяжелым - для него задачка без звездочки. Выполняет спектакль и просветительскую функцию: синдром Аспергера - одна из разновидностей аутизма - по-прежнему мало изучен, а люди с различными ментальными особенностями нередко оказываются стигматизированы, что связано в том числе с недостаточной освещенностью вопроса для широкой аудитории. В этом смысле спектакль выполняет просветительско-социологическую функцию, приоткрывая и тему инклюзии, и просто побуждая зрителей проявлять свои лучшие человеческие качества - быть добрее и терпимее.

К схожей теме обращается и Пермский театр кукол в спектакле «Цветы для Элджернона» по рассказу Дэниэла Киза (режиссер Дмитрий Вихрецкий). Здесь сцена превращена в съемочную площадку. История о молодом мужчине с особенностями ментального развития Чарли Гордона, в результате экспериментальной операции превращающегося в гения, а после регрессирующего в обратном направлении (такой же путь проходит и его лучший друг - подопытная крыса по имени Элджернон), разыгрывается одновременно в живом плане и в декорациях миниатюрного города, построенного из кубиков «Лего», при помощи конструктора и следящей камеры. За счет анимации удается добиться отстранения и деликатно подать излишне жесткие темы. Павел Дитягин, исполнитель роли Чарли, работает в открытом приеме, создавая себе препятствия, помогающие приблизиться к персонажу, на глазах у зрителей: чтоб затруднить свою речь, он надевает капу, чтоб писать ему было так же непросто, как и Чарли, - берет в левую руку, будучи правшой, огромный толстый карандаш. Такой вход в образ позволяет даже самым маленьким зрителям соотнести опыт героя со своим - наглядно понять, насколько сложно Чарли даются даже самые элементарные действия. Форма для разговора с детской аудиторией об особенностях развития и постановке вопроса о правомерности экспериментов над людьми выбрана очень точно: дети внимательно следят за сюжетом, а после спектакля охотно включаются в обсуждение.

Биографическая стратегия работы с освещением науки выбрана в спектаклях «Эйнштейн, что нам светит?» театра Karlsson Haus (Санкт-Петербург) и «Новаторы» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. В первом биография великого физика разыгрывается двумя актерами с помощью простых кукол и подручных средств, во втором зрители знакомятся с реальными историями людей, создававших компьютер и различные программы. Режиссер Никита Кобелев выводит на сцену галерею гениев с конца XIX до конца XX века: от Ады Лавлейс до Стива Джобса.

В танцевальном эксперименте «Это тебя касается» Инновационного театра балета ИКЦ из Калуги (режиссер Константин Солдатов, хореограф Ксения Голыжбина) зрителям предлагают принять непосредственное участие в спектакле: они могут взаимодействовать с артистами, рассказывать собственные истории на заданные темы. Само действие создается «здесь и сейчас», драматургия - истории зрителей, заранее собранные по опен-коллу, и переложенные артистами на танец, монтируются с зонами импровизации, построенной на сердечном ритме артистов и реагирующих на него сенсорах (от них зависит и звучание музыки, и работа света). Спектакль исследует тему прикосновений и тактильного голода, создавая в режиме реального времени гибридный сценический язык, построенный на взаимодействии артистов, зрителей и новейших технологий.

В мультимедиа опере Curiosity Электротеатра Станиславский (Москва), вдохновленной социальными сетями марсохода, создатели (композитор Николай Попов, режиссер Алексей Смирнов, драматург Татьяна Рахманова) исследует возможности и пути развития новой оперы как жанра, буквально обсуждая это в зуме (своеобразная увертюра), а также соотношение земного и космического: пока на земле происходят все более ужасные события, марсоход продолжает выполнять свою миссию на далекой планете, а простые земляне в комментариях просят забрать их с собой на Марс. В ходе работы над оперой, впервые представленной в 2018 году в качестве эскиза в рамках лаборатории «КоOPERAция», композитор обнаружил, что операторы, связывающиеся с марсоходом, используют тот же язык программирования, что и в современной электроакустической музыке, а колесики марсохода азбукой Морзе отбивают название лаборатории, в которой он создан. Было проведено глубокое исследование жизни и обслуживания работы марсохода, факты из которого использованы и в музыкальном, и в драматургическом тексте оперы. Визуальный ряд оперы - сложнейший видеомонтаж из псевдокументальных съемок людей на разных концах Земли, документальных хроник работы машины на Марсе, новостных эфиров, постов в Интернете, переписки создателей оперы и много другого, транслирующийся на четырех экранах. Curiosity - это не просто технологически сложный проект, требующий большой оснащенности в области новых медиа, но и настоящее серьезное исследование природы искусства, места искусства и человека в огромном космосе и возможностей науки в сегодняшнем мире.

Международный статус фестивалю обеспечило участие Государственного русского театра драмы имени Ф.А. Искандера из Абхазии со спектаклем «Солярис» (режиссер Артем Устинов), ставшее возможным благодаря поддержке программы «Международные культурные центры».

Кроме основной программы, на фестивале была представлена и образовательная: лекции об опыте science-art в России и мире, о преломлении традиционного и новаторского театрального и циркового искусства прочитали театроведы Нияз Игламов, Екатерина Морозова, Жанна Зарецкая, Ирина Селезнева-Редер, автор данной статьи; с развитием современной научной мысли зрители могли познакомиться в лекционном цикле от Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова; а также кинопоказы.

Создание в Архангельске крупного междисциплинарного фестиваля закладывает фундамент для дальнейшего развития science art в России, открывает перспективы обогащения как театрального, так и научного пространства, способствуя популяризации современных научных открытий. Для театра соединение с наукой становится возможностью выхода из узкого поля гуманитарной мысли, позволяя исследовать человека и мир в контексте быстро меняющейся реальности. 


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
0+
Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта) 

Вторая часть полюбившегося спектакля в ковбойском стиле «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» для детей от трёх лет. 

Это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добрых поступках, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса». Главная особенность спектакля — он интерактивный. Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь.

Премьера состоялась 27 декабря 2016 года 

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Ольга Мурашова
Музыкальное оформление — Евгений Мищенко

Спектакль ведет Полина Савчук

Подробнее
12+
Психологический разбор по следам спектакля
Психолог - Наталия Починкова

Наталия Починкова - психолог, консультант в области семейного консультирования, тренер
Подробнее
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Ф. Абрамов 
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра - Премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах
Пресс-служба театра - В премьерном спектакле одну из ролей исполнит специалист по говоре

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом
Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Автор инсценировки - Максим Васюнов
Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий

Спектакль ведёт Юлия Сядей



Подробнее