Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29»: От девочки из станицы до знатной римлянки: в свои 85 лет архангельская актриса Ольга Зубкова сыграет женщину на границе эпох

19.08.22
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Мария Атрощенко, пресс-служба театра
Источник: https://region29.ru/2022/08/19/62fba901d3d3dae1ff21b782.html

В архангельском театре драмы к юбилею Ольги Павловны готовится автобиографический моноспектакль «Записи на табличках».


В нём история жизни актрисы будет переплетена с воспоминаниями патрицианки Апронении Авиции, жившей в Древнем Риме в четвёртом веке нашей эры. Режиссёр Евгений Авраменко взял за основу произведение Паскаля Киньяра «Записки на табличках Апронении Авиции».

На каждую табличку Апронении у Ольги Павловны будет своя, и определить, где чья, будет не так просто.

Мы встречаемся с Ольгой Павловной и Евгением в Абрамовском зале драмтеатра, где они репетируют. Обсуждают что-то. Иногда даже спорят.

На коленях у Ольги Павловны — папка с фотографиями.

— Что говорить, красивая была женщина, — говорит актриса, разглядывая себя в образе из спектакля «Дон Сезар де Базан». — Какая красота! Ну, привет, Ольга Павловна в сегодняшнем костюме…

Не слушайте Ольгу Павловну: она нарядно и со вкусом одета, с кольцами на пальцах, с интересной брошью на жакете.

IMG_20220809_153722.jpg

На другой фотографии Ольга Павловна в образе Миледи из «Коварства и любви». Эту роль она «увела» у другой актрисы.

— Я не была назначена, — рассказывает Ольга Павловна. — Но мне так хотелось её сыграть! Подошла к режиссёру и говорю: «Я очень хочу играть в вашем спектакле. Я не могу вас просить, но могу показать. Как вы к этому отнесётесь?». Он сказал: «Интересно!». И мы тут же пошли в репзал. А потом он — раз! — и поставил меня в репетиции. Даже при том, что была такая актриса — у-у-у! — она была готова меня убить!..

До звонка от Евгения Авраменко Ольга Павловна и не планировала праздновать юбилей. Но молодой постановщик её заинтриговал. Он предложил ей отметить 85-летие спектаклем, основанным на эпизодах из её жизни.

— А я ему говорю: «Знаете, сколько у меня таких эпизодов? Не перечислишь!», — рассказывает Ольга Павловна.

Но согласилась. Ольга Павловна привыкла доверять судьбе.

Ольга Павловна и Мария

Она родилась в станице Прочноокопской Новокубанского района, что под Армавиром. В детстве цыганка, взяв её за руку, сказала: «Будешь жить в большом городе и тебя будет знать много народа». Были и другие предзнаменования удивительной судьбы. Как-то Ольга Павловна, тогда девятиклассница Оля, спасла ребёнка.

— Прихожу из школы — толпятся все, — рассказывает Ольга Павловна. — На кровати лежит ребёнок — маленький, года нет. Все стоят, как оглашенные. Я кричу: «Вы что стоите, делайте ему искусственное дыхание!». И побежала за врачом, за руку её привела. Она спрашивает: «Кто сказал делать искусственное дыхание»?. Все указали на меня. А она говорит: «Молодец, ещё неизвестно, выжил бы он, если бы не ты». И ещё: «Знаешь, в тебе нечто есть».

После того случая решила поступать в медицинский техникум. Но на экзамене не успела переписать задание в чистовик — и забрала документы! По объявлению пошла учиться в зоотехнический техникум. А отучившись, вернулась работать в колхоз в родной станице.

— Меня знал весь колхоз, — рассказывает Ольга Павловна. — Я с главным зоотехником объезжала все хозяйства. Днём я в колхозе, а вечером — в клубе. Я танцую, я пою, я читаю, я в драматическом коллективе… И на танцах, естественно. Иду как-то с танцев, стоят ребята-механизаторы, и один спрашивает: «Это королева Прочнокопа?». Я обернулась, пальцем у виска покрутила. «Ого!», — вслед мне.

Ольга Павловна во время интервью

И вот однажды между колхозом и клубом пришлось выбирать.

— В Краснодаре был какой-то концерт, и я должна была его вести, — рассказывает Ольга Павловна. — И поскольку я задержалась, пришла телеграмма с работы: «Зубковой вернуться домой». Приезжаю, спрашиваю: «Вы почему меня вызвали?». А мне вопросом на вопрос: «А ты где работаешь, в колхозе или в клубе?». Всё! Как прорвалось у меня. И тут я вспомнила, что мне цыганка нагадала и решила, что ухожу, что буду искать большой город, в котором много народу.

Но за то, чтобы уволиться, ещё пришлось побороться.

— Трижды рвали моё заявление, — говорит Ольга Павловна. — И тогда на заседании правления я встала и сказала: «Прошу вас, поймите меня. Я не нашла ещё своей дороги. Я только её ищу. Поддержите меня, пожалуйста». И встаёт бригадир, маленького такого роста армянин, и говорит: «Я знаю эту девочку, она умница и мне очень нравится. Давайте её поддержим». Выставили на голосование. И все проголосовали.

После ещё пришлось отстоять своё решение перед председателем колхоза и секретарём парткома.


— Они мне говорили: «Ты погоди, мы тебя в Болгарию пошлём!», — рассказывает Ольга Павловна. — Сказали, если уйдёшь, то с профессией можешь распрощаться. А я ответила: «А я уже распрощалась». И ушла. Вот так я рассталась с зоотехнией.

Ольга Павловна и Евгений Авраменко

Потом была машинисткой — курсы освоила мгновенно! — потом организатором игр в детском парке Армавира… И только потом судьба вывела, куда надо: в студию руководителей драматических коллективов. А уж оттуда Ольгу Павловну пригласили в труппу армавирского театра.

С главным режиссёром театра Лидией Ящининой у Ольги Павловны сложились почти родственные отношения.

— Я её звала «матушка», — рассказывает Ольга Павловна. — Она была полная противоположность моей мамы. Мама была строгая, а она — ласковая. Я была ей предана всей душой.

Зрители Ольгу Павловну скоро полюбили. Спрашивали у кассиров: «Зубкова занята в спектакле?». А потом судьба (и любовь!) привели актрису в Ангарск.

Потом «Матушка» Лидия Александровна пригласила её в ТЮЗ в Твери, который возглавила. Именно она надоумила Ольгу Павловну пойти учиться. С её лёгкой руки Зубкова попала в «Щуку». Знаменитый театральный педагог Борис Захава, возглавлявший училище, говорил про неё: «У Зубковой направление таланта трагическое, это редкость».

Ольга Павловна с табличками Апронении на коленях.

В труппу архангельского театра драмы Ольга Павловна пришла в 1974 году. Ольга Павловна не раз в интервью говорила, что она актриса самостоятельная.

— Я, как правило, работаю сама, понимая, что хочет режиссёр, — говорит она. — Или даже наперекор ему.

Однажды так было в спектакле «Ричард III», где Ольга Павловна играла герцогиню Йоркскую.

— Я заплакала на репетиции, ведь она — мать злодея, бабушка замученных им детей, — рассказывает Ольга Павловна. — Режиссёр так кричал: «Что вы нюни распустили? Вы, что, думали, это Островский?». Все сидят, как птицы, глаз не поднимают. А я стою, говорю себе: «Ну, ничего-ничего, говори, ты просто не знаешь пьесу». В перерыве подхожу к нему, беру под руку: «Ну, чего ты кричал? Я же только пробую…». Он молчит… А я прошу: «Пожалуйста, разреши мне работать в этом направлении». Он махнул рукой: «Да делай, что хочешь!». Закончилось тем, что он меня назначил на премьеру. И это была такая удача! Сейчас я лечилась в больнице и попала к врачу. И он мне говорит: «Только вы вошли, я сразу вас узнал. Я помню вас в спектакле „Ричард“, как вы стоите одна на сцене…». 

И вот сейчас — новая роль. Несмотря на то, что спектакль автобиографический, в нём тоже будет элемент перевоплощения.

— Мне хотелось уйти от традиционного формата творческого вечера, когда актриса со сцены рассказывает что-то о себе, — говорит Евгений Авраменко. — Для актёра и для театра важен момент преображения. И мне захотелось соединить жизнь Ольги Павловны с каким-то литературным материалом. Я много чего перечитал: рассказы Туве Янсон, пьесы Беккета, пьесу Рильке «Белая княгиня»… Но выбор материала, конечно, должен был состояться при живой встрече. После первой репетиции я понял, что именно Киньяр — эти удивительные таблички римлянки, живущей на закате античности, — подойдёт больше всего. Ведь Ольга Павловна тоже человек на стыке эпох: в её рассказах постоянно возникает советская реальность, которая уже ушла, как Атлантида. В то же время Ольга Павловна пользуется интернетом, у неё есть страничка Вконтакте. А это уже новая цивилизация. И Апронения тоже: человек старой формации, язычница, которая присутствует при разделе Римской империи, которая, казалось, вечна. Но на Рим набегают враги. Старые боги уходят. Всё больше друзей Апронении обращается в христианство.

Фото пресс-службы театра.

Режиссёр обнаружил между двумя женщинами и другие сходства.

— У актёров особое мышление, — отмечает Евгений. — Когда они рассказывают о своей жизни, они же не посвящают слушателей в исторический контекст, не оперируют философскими категориями, избегают обобщений, но им важные какие-то конкретные детали и вещи. Запахи, цвета. И это проявилось и в том, как на первой репетиции Ольга Павловна стала делиться своими воспоминаниями. Для той римлянки тоже были важны детали. На этих деревянных табличках, на которых в древности вели нечто вроде бухгалтерских счётов, она вела что-то наподобие дневника. Записывала ближайшие дела, фиксировала, какие запахи она любит, а какие — ненавидит, перечисляла звуки, которые радуют душу. Мне показалось, что сам формат и содержание этих табличек перекликается с мышлением актрисы.

Сейчас Ольга Павловна готовится к премьере. Она состоится в день её рождения — 3 сентября.

— Я в тревоге большой, — говорит Ольга Павловна. — Посмотрела на себя по телевизору — чуть не заболела от расстройства! А потом прихожу в театр, и наша дежурная Аля мне рассказывает: «Ольга Павловна, видела вас по телевизору — так понравилось!». Я говорю: «Алечка, спасибо тебе, ты меня просто вернула с того света!». В магазине подходят, на улицах, как-то раз даже в санатории узнали… Сажусь в автобус, надеваю тёмные очки. Вот, «будешь жить в большом городе и тебя будет знать много народа».

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Рождественская сказка (основная сцена)
Э. Гофман
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

Сказка Щелкунчик — волшебная история о девочке Мари и Щелкунчике. В ночь на Рождество крестный подарил ей необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался принцем... На время спектакля забудутся ярким, чудесным рождественским сном и попадут в атмосферу детства, очарованную сверкающими огнями новогодней ёлки. 


Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, главный режиссёр Архангельского театра драмы, режиссёр-сценограф спектакля «Щелкунчик» :

«Щелкунчик» — самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями — и детьми и взрослыми. Ощущение праздника создают новые яркие декорации и костюмы, зажигательные танцевальные номера. Потрясающей красоты театр теней продолжает поражать зрителей своей зрелищностью». 


СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: Архангельский драмтеатр вернул на сцену «Щелкунчика» — очень красивого и местами страшного
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы готовит для маленьких зрителей два новогодних представления
«Российская газета»: Архангельским детям из трудных семей подарили билеты на «Щелкунчика»

Отзыв зрителя о спектакле «Щелкунчик»: «С головой затягивает в этот волшебный-настоящий мир. Нелегко было оторвать глаз от массовых сцен: костюмы, танцы, все в характерах, четко, красиво. На первом плане идет действие, а про него вообще забываешь, и смотришь как танцуют. Это какой-то сказочный вихрь! Себе удивляюсь... Меня радует добросовестное отношение к игровой программе и уважение к маленькому зрителю. Спасибо за актерскую игру, за работу режиссера, и конечно тем, кто занимался всей этой красотой. После такого спектакля не хочется возвращаться на землю».

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Инсценировка, сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Аранжировка — Владимир Брусс 
Балетмейстеры — Валерий Архипов, Ольга Мурашова


Спектакль ведет Юлия Сядей


Подробнее
12+
Э.Олби
Попытка разговора

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Случайная встреча в парке сталкивает двух диаметрально противоположных людей. Один пришёл сюда, чтобы отдохнуть от общества, второй — чтоб найти человека. Один благополучен и осторожен, другой — неприкаян и открыт. Скамейка в парке — единственный мост между ними, ненадёжный, колеблющийся, но пока он есть — они вынуждены присутствовать в жизни друг друга, вынуждены сравнивать, сомневаться, удивляться, исповедоваться, сражаться…


Эдвард Олби — наиболее яркая фигура того поколения драматургов, которое выступило после Т. Уильямса и А. Миллера. Смелые, новаторские пьесы Олби ставятся в лучших театрах мира, экранизируются. Уже при жизни о нем вышли несколько монографий, специальные библиографии, а общее количество работ, ему посвященных, превышает тысячу.

Подробнее